«Стокманн» против гигантомании
В начале 2016 года финский Stockmann почти полностью покинул российский рынок, передав свою российскую розничную сеть во владение Reviva Holdings Limited. Однако уже в середине 2017 года лицензионное соглашение было продлено до 2023 года, что фактически означало: приобретенные у финской компании универмаги не сменят свои вывески и продолжат самостоятельное развитие. Тем же летом ритейлер расширил свое присутствие, заняв помещения универмагов сети PODIUM Market, и насчитывает сегодня уже 11 торговых точек против 7 в 2016-м. О том, как изменился «Стокманн» после смены собственника и какое будущее он видит для себя, рассказал генеральный директор компании Геннадий Левкин.
Как изменилась компания за 3,5 года, которые прошли с момента сделки?
Начну с того, что 1 февраля 2016 года мы получили, как ни странно это прозвучит, такой своеобразный «стартап с
Первое, с чего мы начали, — это за четыре месяца поменяли все
Параллельно с этим мы с нуля создали коммерческий департамент: наняли закупщиков и в течение лета перешли на прямые поставки. Переподписали, исключив финское посредничество, порядка ста договоров — как с мелкими европейскими поставщиками, так и с грандами вроде Hugo Boss, Tommy Hilfiger, Marc O’Polo.
Только через год, к весне 2017 года, мы вышли из фактического состояния стартапа. Но несмотря на все сложности продажи в первый год упали не сильно —
Другим знаковым событием стало присоединение к сети в августе 2017 года нескольких бывших магазинов PODIUM Market. Мы перевели на себя контракты четырех универмагов — двух в Москве и по одному в Краснодаре и Казани. Под первоначальным брендом они проработали в нашем управлении около года, что связано с особенностями закупочного цикла и нашим желанием протестировать работу сразу под двумя лейблами. Это оказалось неэффективно, поэтому мы перевели магазины под бренд «Стокманн». У PODIUM Market была особенность — он работал с большим количеством нишевых марок с очень маленькими объемами закупок, что не укладывалось в наши, к тому времени уже сформированные,
Затем мы оптимизировали сеть, закрыли проблемные магазины в торговых центрах «МЕГА Теплый Стан» и «Метрополис».
А концептуально «Стокманн» изменился после перехода к новым владельцам?
Существенное отличие в том, что в «Стокманн» теперь нет гастрономов. Сейчас он остался только в Петербурге. В остальных локациях мы сконцентрировались на классических универмагах с отделами косметики, мужского, женского и детского фешена. Важным достижением стало развитие категории обуви. У финского «Стокманн» на нее приходилось меньше 3% от общих продаж, нам удалось увеличить долю в обороте до 12%. Мы ставили целью 15%, которых мы все же планируем достичь, все еще впереди.
Вы упомянули универмаг в Петербурге. Какова его судьба, учитывая недавнюю смену владельца «Невского центра»?
Мы планируем провести реструктуризацию магазина. Проблема в том, что мы выбрали для себя стандартным форматом универмаг площадью 8 тыс. кв. метров, а питерский выбивается из этой логики, занимая целых 20 тысяч. В этом мы видим некоторую неоптимальность, потому что приходится делать специальные закупки под этот магазин, держать расширенный — и не всегда эффективный — ассортимент. По итогам реструктуризации площадь универмага сократится до 10 тысяч метров, но «Стокманн» в ТК «Невский центр» несомненно останется нашим флагманом
А в целом собираетесь расширяться в
Собираемся, и не только в Петербурге. Сейчас мы тестируем в компании новую концепцию мультиформатного развития — хотим завести новый формат универмагов площадью около 3 тыс. кв. метров. Мы случайно получили похожий опыт в ТРЦ «Европейский» в Москве, на месте бывшего PODIUM Market, там наш магазин занимает менее обычного — 4 тыс. кв. метров. Он успешно начал работу под брендом «Стокманн» и по сравнению с «Подиумом» вырос в этом году вдвое. Поэтому мы решили потестировать малый формат. Пока проект существует только на уровне идеи, даже нет конкретных решений по локациям — мы обсуждаем несколько площадок. Надеюсь, что первый такой магазин мы сможем увидеть уже в следующем году. Если старт окажется удачным, то, наверное, в
Этой весной у вас был еще другой эксперимент с форматом — вы запустили аутлет…
Это не формат, а скорее оптимизационное решение. Это как в фигурном катании — обязательная программа для каждого крупного ритейлера. Прошлой осенью мы запустили сайт, и так получилось, что на сайте хорошо продается товар прошлых сезонов. Может быть, в дальнейшей стратегии развития аутлетных продаж мы изберем для себя приоритетом именно
Пока нет первых впечатлений?
Первые впечатления хорошие — продажи стартовали неплохо, чуть выше ожиданий. Но вот развивать ли это направление дальше, пока под вопросом.
Отличием
Первые
У вас еще есть и мобильное приложение…
Да, оно было запущено практически одновременно с
Клиенты активно пользуются этой функцией?
Пока нет полной картины. Количество скачиваний не очень большое, исчисляется тысячами, но не десятками тысяч. Скорее всего, активность еще только набирает обороты, но мы верим, что за этим будущее.
Возвращаясь к теме «наследства» финского «Стокманн»: вы все еще продаете его собственные марки?
Да, конечно. Это, например, Noom — эта марка стабильно входит в
А где ваши СТМ производятся?
Обувь итальянская, а одежда полностью выпускается в России.
Почему вы решили остановиться на российском производстве?
Помимо производимых в России СТМ у вас в ассортименте есть российские бренды?
Да, но не очень много. Единицы процентов. Расширение проходит непросто, сотрудничество с российскими компаниями пока
То есть локальные марки боятся?
Да, возможно, эта история с «Подиумом» оставила свой след. Но мы открыты для сотрудничества — с удовольствием взяли бы больше отечественных брендов, среди них есть очень интересные.
В какой категории вам интересно поработать с ними?
Женский, мужской, детский фешен — любой. Кстати, что касается детских отечественных брендов, мы уже не первый год работаем с хорошей маркой Silver Spoon — это элегантная детская одежда в диапазоне средний плюс. Нам очень нравится, марка входит в
Резюмируя вышесказанное, какой потенциал вы видите для своей компании, в каких областях хотите развиваться?
Нам обязательно надо опробовать нишу
Вторая однозначная перспектива — это рост
Ни для кого не секрет, что универмаги на Западе переживают не лучшие времена — некоторые закрываются, некоторые меняют концепцию и формат, чтобы выжить. Какие уроки вы выносите для себя из работы западных коллег?
Вопрос хороший и непростой. Действительно, уже не первый десяток лет мы слышим, что универмаги — это мертвая корова для рынка, и их судьба печальна. Однако можно найти немного спорные, но
По большому счету, есть две ключевые ошибки, которые западные универмаги совершили за последние 20 лет. Первая — это открывалось слишком много локаций. Универмаги появлялись в тех местах, которые они
Правдивость моих слов подтверждает новая стратегия того же Nordstrom — в последнее время они запускают как раз уменьшенные универмаги площадью в 6–10 тыс. метров, особенно много их открылось в
Так что гигантомания подвела как с точки зрения открытия больших универмагов, так и с точки зрения их количества.
То есть «Стокманн» уже учел эти ошибки, выбрав малый формат для дальнейшего развития?
Да, так и есть. Я вспомнил еще один хороший пример: есть датская сеть универмагов Magasin du Nord. Они по количеству магазинов и по размерам соспоставимы с нами, и работаем мы в одном ценовом сегменте — очень многие бренды перекликаются. У Magasin du Nord есть специфичные марки из Северной Европы и Скандинавии, но в целом по ценовому позиционированию и по ассортименту мы с ними очень похожи. Поэтому они служат для нас хорошим примером успешной работы.