О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Маркетинг

Нельзя, но можно

Как продолжать рекламировать товары и услуги в запрещенной соцсети. Советы юриста
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Виктор Камалдинов, член адвокатской палаты Москвы, объясняет, как вести fashion-бизнес в Instagram*, не нарушая российского законодательства

Instagram* долгое время являлся для российских fashion-брендов лидирующей платформой при планировании маркетинговых кампаний. Стоит ли сейчас продолжать использовать данный канал в России?

Социальные сети являются эффективным ключом для модных брендов, поскольку они позволяют им напрямую общаться со своими потребителями, продвигать различные мероприятия и инициативы, повышать узнаваемость бренда. И одним из наиболее часто используемых социальных приложений является Instagram*.

Очевидно, что за последние годы Instagram* стал мощным вспомогательным, а иногда и основным инструментом для модного бизнеса. Но после признания Тверским судом Москвы 21 марта компании Meta Platforms Inc. (которой принадлежит Instagram*), экстремистской, ее деятельность была запрещена на территории России. Как следствие за последнее время, несмотря на многообразие VPN-сервисов, случился некоторый отток аудитории из Instagram*. Но эта соцсеть по-прежнему остается идеальной онлайн-площадкой для брендов, которым важно демонстрировать внешний вид товара.

Что касается продолжения работы в Instagram*, можно выделить два варианта — каждый выбирает свой, в зависимости от целей и задач. Первый — прекратить работу с соцсетью полностью, так как инвестировать в запрещенные каналы в такое время для заметного бренда чревато значительными рисками, которые полностью перекрывают любые потенциальные выгоды. Второй — продолжать работу в соцсети, параллельно развивая новые площадки, чтобы в случае неблагоприятных условий уйти из Instagram* без значительных потерь.

Как я уже сказал, аудитория в соцсети осталась, сама площадка также не препятствует созданию контента и ведению страниц. Instagram* технологически превосходит российские аналоги, поэтому остается привлекательной и для авторов, и для потребителей.

Какая ответственность может грозить тем компаниям, которые продолжают использовать Instagram* в бизнес-целях?

Согласно вынесенному судебному решению о Meta*, покупка рекламы в Instagram* может расцениваться как финансирование экстремистской организации, а ссылки на соцсети на визитке или сайте — как демонстрация экстремистской символики. В Роскомнадзоре подчеркнули, что иск Генеральной прокуратуры к Meta* не затрагивает компании, которые используют свои аккаунты в Instagram* для привлечения клиентов и освещения своей деятельности. То есть при наличии технического доступа в запрещенные соцсети пользоваться ими можно, если при этом не будут нарушаться законы РФ, касающиеся пропаганды и дискредитации.

При использовании данных социальных сетей на территории Российской Федерации нельзя отчислять средства в Meta Platforms*, даже если это плата за рекламу или использование сервисов. Такие действия создают риск привлечения к уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ). Нельзя работать в Meta Platforms Inc*. Это расценивается как участие в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ).

Что касается использования логотипа Instagram* при ссылке на свои аккаунты, то они не запрещены российским законодательством, так как представляют собой уникальный web-адрес, ведущий на страницу пользователя.

Однако если использовать логотип Instagram* в публичных источниках без указания, что эта платформа принадлежит экстремистской организации, то это будет рассматриваться как нарушение закона, так как символика экстремистских организаций запрещена на территории РФ (ч. 1 ст. 20.3 КоАП). При нарушении грозит штраф.

Поэтому я бы рекомендовал компаниям убрать со своих сайтов иконку Instagram*, чтобы правоохранительные органы не могли привлечь их к ответственности.

Как же брендам продолжать работать в этой соцсети «безопасно»?

Требования для юридических лиц, брендов, ИП, онлайн-магазинов, как и для обычных пользователей, идентичные, а именно — вести личный и бизнес-аккаунт: публиковать посты, переписываться с клиентами, записывать истории разрешено. Вход через VPN тоже не запрещен. При этом нельзя нарушать закон: призывать к насилию, оправдывать терроризм, публиковать неподтвержденную информацию по текущей ситуации.

Рекламировать свои товары и услуги нужно в постах и через блогеров — без использования платных услуг Instagram*.

При упоминании на сайте, в посте или видео Instagram* или Meta надо указывать, что их деятельность запрещена в России.

14 июля 2022 были приняты поправки к Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Это как-то отразится на российских пользователях Instagram*?

Внесенные поправки никак не влияют на ранее установленные ограничения, они не ухудшают и не улучшают текущую ситуацию.


*Instagram принадлежит Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
facebook shareподелиться vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний

Major Fashion Tech Day 2022 2 сентября 11:53