Потребительский армагеддон
Дважды в год международная выставка моды Central Asia Fashion дает новый импульс в развитии модной индустрии Казахстана. Деловая программа мероприятия негласно признана профессиональной площадкой для обсуждения наиболее актуальных вопросов отрасли среди fashion-ритейлеров. Очередной сезон CAF открыла панельная дискуссия авторитетных экспертов на тему: «Какие идеи позволяют fashion-лидерам развивать бизнес в период «потребительского армагеддона»?
На обсуждение были выдвинуты вопросы: SOS-стратегия казахстанского ритейлера; кто возьмет на себя валютный дисбаланс: ритейлер, арендодатель или покупатель; на чем можно и нужно экономить сегодня, чтобы сделать прыжок завтра; «лишние и слабые» закрылись: как действовать дальше?
В качестве экспертов выступили аналитик компании Scot Holland Петер Горанов, директор управляющей компании ТРЦ Asia Park в Астане Арман Маханов в Астане, президент Ассоциации ритейлеров Казахстана и CFO группы компаний ALMEO Group Василий Горевой, директор компании Colliers International Kazakhstan Баян Куатова, руководитель отдела продаж группы компаний K&K (бренды Kimex и Grazie) Асель Шаймердинова.
Первой открыла сессию отрасли Баян Куатова, она отметила определенные преимущества, которых не было в кризис, возникший в 1990-х годах. «У предпринимателей не было никакой базы, опыта работы и общения с международными коллегами, - говорит эксперт, - сейчас все проще. На наш рынок заходит множетсво международных гигантов, и это говорит о том, что казахстанский рынок по-прежнему очень интересен для инвесторов. Сейчас наступило время перемен, когда не большие побеждают маленьких, а быстрые побеждают медленных. Условия для работы есть и они постоянно улучшаются. Если раньше мы наблюдали достаточно неадекватные ставки аренды по сравнению с качеством площадей и сервиса, который предлагали ТРЦ, то сейчас многие пошли на уступки. Ситуация тесного сотрудничества арендодателей со своими арендаторами имеет место быть».
Василий Горевой в свою очередь отметил, что казахстанский рынок теряет представителей локального бизнеса. По его мнению, никаких положительных изменений с точки зрения глобального спроса не происходит: «Особенно если учесть, что более 30% трудоспособного населения страны так или иначе заняты в сфере торговли, это серьезная проблема», - констатировал эксперт.
Экспертами был назван еще ряд проблем, которые тормозят развитие текстильной промышленности в Казахстане. Это и отсутствие финансовых вливаний в отрасль, и сильная конкуренция со стороны турецких производителей, и высокий уровень лояльности казахстанцев к брендам с мировым именем. Последнюю возвожно решить, считает директор компании Colliers International Kazakhstan Баян Куатова, – с помощью рекламы и других способов продвижения офлайн и онлайн.
Позитивный сценарий развития ритейла в стране предложил Арман Маханов (директор УК Asia Park): «Более года назад в нашей компании была разработана и внедрена программа содействия развитию бизнеса арендаторов. Кризис затронул в первую очередь тех арендаторов, у кого были внутренние проблемы (от мерчандайзинга до несовершенства системы управления и корректной сдачи налоговой отчетности). Мы смотрим на потребителя через призму арендатора, хотим узнать: будет ли потребителю интересно в конкретном магазине, придет ли он еще раз, совершит ли покупку в данном магазине? Мы проводим для арендаторов семинары по мерчандайзингу, техникам продаж, сервису».