Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Архитекторы торговых пространств

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


Дизайнеры интерьеров модных торговых пространств по досадному недоразумению остаются в тени для широкой публики. Кто эти волшебники, заставляющие покупателей замирать, переступая порог магазина? Представляем четырех архитекторов, создавших самые интересные интерьеры 2016 года.

Мастер провокации

arh-4.jpgАрт-галерея
Нью-йоркский дизайнер Питер Марино осуществил реконцепт флагмана Louis Vuitton в Нью-Йорке. Торговое пространство площадью 2010 кв. метров, расположенное в здании XIX века, открылось в формате арт-галереи. Гладкие стены контрастируют с текстурированной отделкой мебели и декоративными элементами из переработанного дерева, кожи, латуни и камня. Вместе с Марино над проектом работали Сюдзи Мукаи, расписавший колонны торгового зала в стиле Gutai, художественного движения Японии 1950-х, и Джузеппе Пеноне, который декорировал стены арт-объектами из формованной кожи и бронзы.

Питер Марино меньше всего похож на архитектора. Он носит черную кожаную куртку и ковбойскую шляпу, демонстрирует накачанные бицепсы и татуировку в виде змеи на предплечье, сильно напоминает персонажей рисунков Tom of Finland. При этом он страстно коллекционирует предметы старинного быта – его собрание итальянской бронзы эпохи Возрождения и французского фарфора XVI–XVIII веков считается одним из лучших. 

В 50 лет Марино сел на мотоцикл (в этом году Питеру стукнет 68). Он часто говорит, что после этого его мировоззрение изменилось – человек на мотоцикле чувствует свободу и получает полный обзор в отличие от того, кто заключен в жестяной коробке автомобиля. 

Своим учителем Марино называет Энди Уорхола, которому он проектировал частный дом. Уорхол познакомил Питера со всеми значимыми в художественных кругах персонами. После этого в портфеле заказов дизайнера появились квартира Пьера Берже и Ив Сен-Лорана, апартаменты известных коллекционеров Джанни и Мареллы Аньелли. 

arh-5.jpgВторым по силе влияния на свой художественный мир Марино считает театрального художника Ренцо Монджардино, который оформлял резиденции Ротшильдов, Валентино и Версаче. Ренцо увлекался сложными росписями и инкрустациями – для Марино фактура материала стала одной из основ, на которой он выстраивал дизайн. 

В 1978 году дизайнер основал собственную фирму Peter Marino Architect PLLC. Первым проектом в ритейле стала реконструкция универмага Barneys в Нью-Йорке, осуществленная в 1984 году. «Президент Barneys Фред Прессман узнал обо мне благодаря интервью в WWD, – вспоминает Марино. – Он позвонил и пригласил на встречу. Я сказал, что никогда еще не проектировал магазин. Фред ответил: «Я сам знаю все, что нужно знать о розничной торговле, но мне нужен человек с талантом». Первый опыт оказался удачным и получил продолжение – в течение десятилетия Питер переделал 17 универмагов Barneys в США и Японии. Этот грандиозный проект проложил ему дорогу в мир большой моды – за 40 лет работы дизайнер оформил два десятка магазинов Louis Vuitton, полтора десятка Dior и три десятка Chanel. «Я помню, как в восьмидесятых мы получили первый заказ на реконструкцию магазина Chanel в миллион долларов, – рассказывает дизайнер. – Я подумал, что умер и попал на небо. Но потом суммы стали увеличиваться многократно». 

В 2006 году Питер Марино покрыл фасад десятиэтажной «башни» Chanel в фешенебельном токийском районе Гинза особым тройным стеклом, используя уникальную технологию светодиодных экранов. Оформление обошлось заказчику более чем в 100 млн долларов. «Я так горжусь этим проектом, – признается дизайнер. – Если на моем надгробии напишут: «он открыл новый тип стекла», – это будет правдой. Наш стеклянный фасад позволяет смотреть видео тем, кто находится снаружи, и глядеть на улицу тем, кто внутри». Чтобы добиться такого результата, Питер провел 18 месяцев на стекольных заводах в Австрии. 

Он относится к заказам по принципу «все включено» – в каждом проекте занимается не только интерьером и фасадом, но и, если есть возможность, прилегающей территорией. Марино считает, что нет никаких различий между коммерцией и искусством – и то, и другое нужно человеку. Главным в проектировании пространства для него является единство частного и общего, деталей и концепции: «В университете я писал диплом по архитектуре итальянского барокко – тогда мастера точно знали, как за деревьями не потерять лес».

arh-6-3.jpg


Мастер лаконичности

Палаццо
Британский архитектор Дэвид Чипперфилд стал автором новой концепции четырехэтажного флагманского бутика Valentino площадью 409 м2 на Олд-Бонд-стрит в Лондоне. Бутик решен в стиле итальянского палаццо: монолитный венецианский терраццо и стены из каррарского мрамора сочетаются с мягкими коврами и деревом. Манекены расположены в нишах, подобно античным статуям. Лестница и лифт отделаны дубом. В разработке интерьера пространства также принимали участие креативные директора модного дома Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли.

arh-8-3.jpgДэвид Чипперфилд открыл бюро David Chipperfield Architects в 1985 году. За пару лет до этого он оформил магазин Issey Miyake на Слоун-стрит в Лондоне. С тех пор дизайнер остается последовательным сторонником простоты и рациональности: прямые углы, квадратные коробки, ничего лишнего. Считая себя продолжателем традиций Ле Корбюзье, Луиса Кана и Алвара Аалто, Чипперфилд активно противостоит украшательству. «Архитекторов вынуждают делать радикальные вещи: чем страннее выглядит музей, тем больше он привлечет посетителей, – сказал он в одном из редких интервью. – Но жизнь не сплошной праздник, она состоит из обыденности. И этой обыденности я хочу придать новый смысл». 

Лаконичность – ровно то, что было нужно швейцарской марке Bally для оформления своего лондонского флагмана в 2014 году. Чипперфилд понял, что нужно делать с торговым пространством, когда увидел архивную фотографию интерьера магазина швейцарского бренда, созданного в 1920-м большим поклонником стиля Bauhaus Марселем Брейером. «Bally обладает величайшим культурным наследием, – говорит Дэвид Чипперфилд. – Мне было интересно прикоснуться к истории бренда и понять, что я могу к этому добавить». На старой фотографии вдоль стен в торговом зале были выставлены сотни коробок с обувью, в новых магазинах Bally стоят стеллажи с ящиками, стилизованными под обувные коробки, а сами стены закрыты решеткой из орехового дерева. Специально под эти решетчатые стены были спроектированы алюминиевые полки, которые вставляются в прорези стеновых панелей.

arh-9-2.jpg

Точно такой же лаконичный подход Чипперфилд использовал и для концепции бутиков Valentino, разработанной им в 2012 году и с тех пор успешно внедряемой по всему миру. Благодаря архитектору торговые пространства модного дома выглядят одинаково и в Токио, и в Сан-Паулу, и в Нью-Йорке. Та же рациональность лежит и в основе оформления бутиков Brioni.

В 2017 году бюро David Chipperfield Architects продолжит работу с Valentino, Bally и оформит первый офлайн-магазин канадского интернет-ритейлера Ssense. Чипперфилд – очень взыскательный художник, добивается идеала и требует такого же отношения к проекту от заказчика. Однажды он разорвал контракт, когда узнал, что для пола в здании закуплен более дешевый материал, чем планировалось. При этом архитектор готов был сам оплатить половину его стоимости только ради того, чтобы не пострадало качество. 

arh-10.jpg

Чипперфилд критически воспринимает современную архитектуру, что не мешает ему поддерживать молодые таланты. В прошлом году он стал ментором швейцарского архитектора Симона Кретца в рамках проекта Rolex Mentor и инициативы Protégé, которые призваны «гарантировать, что мировое художественное наследие будет передаваться из поколения в поколение, через континенты и культуры».


Мастер эксперимента

Апартаменты
arh-11-2.jpgЯпонский архитектор Масамичи Катаяма совместно с креативным директором Diesel Николой Формикетти осуществил реконцепцию флагмана бренда в Нью-Йорке. Торговое пространство на углу 59-й улицы и Мэдисон-авеню стало напоминать уютную квартиру из нескольких комнат (отделов магазина): кухни, гостиной и винного погреба. Бетонный пол контрастирует с деревянными потолками, стальные светильники комбинируются с персидскими коврами, антикварная мебель сочетается с современными экранами высокой четкости. Главный продукт Diesel – джинсы – представлен в стеклянном кубе в центре зала, чтобы подчеркнуть уважение к наследию и традициям. Здесь же установлены плазменные панели, манекены и живые растения.

Масамичи Катаяма открыл мастерскую Wonderwall в 2000 году. За пару десятилетий он оформил более 60 магазинов для японской сети A Bathing Ape, а также концепт-сторы Blamink и Ambush в Токио, флагманы Fred Perry (в том числе в Москве), торговые пространства Nike в Нью-Йорке, Лондоне и Москве, Uniqlo в Берлине, Париже и Нью-Йорке. Ему доверили реконцепцию легендарного парижского концепт-стора Colette, интерьер новых магазинов Pharrell Williams и Thom Browne. Наверное, это один из самых космополитичных дизайнеров.

arh-12-3.jpgВладелец компании Diesel Ренцо Россо обратился к Катаяме, поскольку решил, что после трех десятков лет плодотворной и насыщенной истории бренду нужно омоложение, которое стоит начать с новой, современной концепции магазинов. Японский дизайнер известен страстью к футуристическим пространствам, интерактивным технологиям и мультимедийным экспериментам, однако в итоге он превратил нью-йоркский флагман Diesel в «старую добрую квартиру», где прожило уже несколько поколений. «Я хотел, чтобы клиенты чувствовали себя здесь защищенно и комфортно, – объяснил Катаяма. – У Diesel много разных граней, это бренд образа жизни с великолепной харизмой. По моей задумке, магазин должен отражать настроения всех категорий покупателей, чтобы они получали настоящее наслаждение от атмосферы этого пространства».

Катаяма умеет придать индивидуальность каждому магазину, даже существующему в одной сети. К примеру, Uniqlo в Нью-Йорке он сделал похожим на аэропорт, а в парижском флагмане бренда, в районе Марэ, сохранил атмосферу литейного завода, в здании которого расположился магазин, оставив железные рамы на окнах и оригинальный камин в классическом стиле. 

«Если спроектированное тобой пространство хорошо воспринято местными жителями, то скорее всего, удастся произвести тот же эффект на тех, кто живет в другой стране, – считает Катаяма. – Я должен найти подходящий вариант для каждой марки в разных местах. И вижу свою задачу не в том, чтобы повторить концепцию, а в том, чтобы волнение клиента везде было сильным. Офлайн-розница медленно, но верно вытесняется интернетом, и единственным способом вернуть людей в магазин может стать покупательский опыт, а не продукт. Компаниям надо предлагать клиентам не товар, но культуру бренда».

arh-13-2.jpg

Масамичи Катаяма тщательно выбирает клиентов и в половине случаев отказывается от заказов. «Чтобы начать сотрудничество, я должен прежде всего уважать бренд, – говорит он. – Я на 50% дизайнер и на 50% потребитель, хожу по магазинам, ем в ресторанах, отдыхаю в отелях. Я провожу много времени во всех этих пространствах и хочу, чтобы они дополняли меня, а не мешали мне жить». 

Мастер сочетаний

Неоэклектика
arh-14-2.jpgФранцузский дизайнер Жак Гранж создал интерьер первого флагмана The Row в Нью-Йорке. Трехэтажное пространство заполнено картинами Жана-Мишеля Баскии, зеркалами Фрэнка Ллойда Райта, стульями Карло Бугатти и керамикой Масы Такаямы. Мягкая и деревянная мебель, граффити и аппликации, стеклянные раздвижные стены, «наивные» скульптуры и живые растения в кадках у бассейна во внутреннем дворике – все объекты гармонично складываются в цельный образ, отражающий атмосферу самого Нью-Йорка. Гранж сотворил энергичное и одновременно интимное пространство, которое не хочется покидать.

Подсвечники из ножек для стульев, индейские перья, надетые на голову классической римской статуи, картины кубистов рядом с креслами времен рококо — это любимые приемы Жака Гранжа. Любовь к деталям, иронии, прошлому и искусству легко объяснима образованием. С одной стороны, Гранж ученик и последователь антиквара, декоратора Мадлен Кастен, с другой – школу искусств в Париже, где учился Жак, посещали Марк Шагал и Ле Корбюзье. Его работы – тот редкий случай, когда имя архитектора освящено сотрудничеством с лучшими кутюрье. Гранж оформлял квартиру Валентино Гаравани, дом Франсуа Пино, «Шато Габриэль» и виллу в Марракеше Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, три ретроспективные выставки Сен-Лорана в Париже, Москве и Пекине… 

Флагман The Raw стал для дизайнера первым опытом оформления магазина. Сестры Олсен пригласили Гранжа, чтобы создать теплую и гостеприимную атмосферу: «Живя в Нью-Йорке уже 12 лет, мы хотели такой магазин, в котором можно чувствовать себя как дома». В итоге трехэтажное пространство оказалось наполнено не только одеждой из новых коллекций, но и произведениями современного искусства интерьера. 

arh-15.jpg

Свои эклектические и иногда странные сочетания Гранж объясняет очень просто: «Я нахожу, что отсутствие некоторого уродства гораздо хуже самого уродства». Основой дизайна он считает не гармонию цветов и материалов, а психологию: «Дизайнеру нужно уметь слушать клиента очень внимательно. При этом надо знать себя и свои сильные стороны. Если вы точно понимаете, кто вы, то будете иметь успешную карьеру. Проектировщик должен учитывать и уважать жизнь своих клиентов. Все, что я делаю, – перевожу их истории в свои проекты. Это так просто...»


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
1 999

Униформа для хулиганов: как футбол влияет на индустрию моды

Стиль casual, Burberry и Рубчинский — чего могло бы не быть в моде без игры миллионов?
14 августа 09:22
17 089

Текстильная выставка в Стамбуле приглашает российских байеров

13-15 сентября 2023 года в Стамбуле состоится выставка тканей и фурнитуры TEXHIBITION Istanbul.
19 июня 08:26
12 612

Поттериана в моде. Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера

Как fashion-бренды работают с фанатами Гарри Поттера.
12 января 14:19
13 192

Как построить эффективную матрицу ассортимента?

Как построить эффективную матрицу ассортимента, рассказывает Надежда Черданцева, руководитель агентства Merch.pro.
13 декабря 09:24
10 961

Новые имена в дизайне принтов. Выбор PROfashion

Рассказываем о молодых талантах в сфере текстильного дизайна.
13 сентября 00:25
19 216

Гид

Файло Фиби (Philo Phoebe)
Британский дизайнер, основательница одноименного бренда, бывший креативный директор Chloé, Céline.
Антверпенская шестерка (Antwerp Six)
Группа дизайнеров-выпускников Антверпенской королевской академии изящных искусств 1980-х.
Андреянова Виктория
Российский дизайнер, основатель дома моды VICTORIA ANDREYANOVA, профессор.
Moschino
Итальянский люксовый бренд одежды, сумок, товаров для дома и других аксессуаров со штаб-квартирой в Милане. Принадлежит Aeffe Group.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю