Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Персона

Сен-Лоран Ив (Saint-Laurent Yves)

Французский дизайнер, основатель одноименного модного дома
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Ив Анри Дона Матьё-Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) родился 1 августа 1936 года в городе Орган (Алжир). Умер от опухоли головного мозга 1 июня 2008 года в Париже.

В 17-летнем возрасте Ив Сен-Лоран переехал в Париж и поступил в Школу синдиката высокой моды (L'École de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), где обучался созданию образов haute couture.

В 1953 году дизайнер создал черное коктейльное платье, с которым принял участие в конкурсе International Wool Secretariat (в дальнейшем International Woolmark Prize). Заняв третье место. Он привлек внимание главного редактора французского Vogue Мишеля де Брюноффа (Michel de Brunhoff), ставшего его профессиональным наставником. В 1953–1955 годах они вели переписку, в ходе которой Ив присылал журналисту авторские эскизы и фотографии своих картин.

В 1955 году, после встречи с Кристианом Диором (Christian Dior) в Париже, которую помог организовать Мишель де Брюнофф, мэтра пригласил начинающего дизайнера помощником в свою студию. Через два года он повысил Сен-Лорана до должности личного ассистента.

В 1957-м кутюрье умер от внезапного сердечного приступа, Ив Сен-Лоран стал управлять модным домом Christian Dior.

Yves_Saint_Laurent-1.jpg

Эскизы Ива Сен-Лорана, 1954-55 гг

В июне 1959 года Ив Сен-Лоран стал первым французским дизайнером, который устроил модный показ в СССР. Команда, в которую вошли 12 моделей, парикмахеры и визажисты, привезли в Москву 120 чемоданов с одеждой, обувью и аксессуарами, почти 500 литров духов. 18 июня в Доме культуры «Крылья Советов» стартовала серия шоу, которые проходили в течение пяти дней по 2–3 раза в сутки. Вход на дефиле был строго по приглашениям. Показанная на подиуме коллекция Christian Dior для многих советских зрителей была странной: плотные сарафаны без рукавов и короткие платья выглядели непрактичными, а тюль с вышивкой воспринимался как дорогое излишество. Однако сам модельер проникся русской культурой, что оказало влияние на его будущие коллекции.

В 1959 году дизайнер также впервые попробовал себя в роли театрального художника, разработав костюмы для балета «Сирано де Бержерак» в постановке балетмейстера Ролана Пети (Roland Petit). Этот опыт стал началом дальнейшего плодотворного сотрудничества — Ив также создал наряды для балетов «Песнопения Мальдорора» (1962) и «Собор Парижской богоматери» (1965), а также костюмы для Майи Плисецкой в постановке «Гибель розы» (1973).

Сен-Лоран работал и с кинорежиссерами, среди них Луис Бунюэль (Luis Buñuel), Ален Рене (Alain Resnais), Франсуа Трюффо (François Truffaut), разрабатывал образы для представительниц французской эстрады Сильви Вартан (Sylvie Vartan) и Зизи Жанмер (Zizi Jeanmaire).

Несмотря на то, что первые работы дизайнера в Christian Dior были высоко оценены критиками, его эксперименты и упрощение дизайна, вдохновленное одеждой простых горожан, вызывали недовольство консервативных клиентов бренда. В 1960-м модельера призвали на войну в Алжире, но через три недели армейской службы он был госпитализирован с нервным срывом. После двух месяцев электросудорожной терапии дизайнера выписали и демобилизовали, за это время владелец Dior Марсель Буссак (Marcel Boussac) успел уволить преемника основателя.

В 1961 году модельер предложил своему другу Пьеру Берже (Pierre Bergé) основать собственный бренд. По просьбе Берже стартовый капитал для компании предоставил американский миллиардер Мак Робинсон (Mack Robinson). Из-за ограниченных средств, место для штаб-квартиры модного дома было выбрано в отдалении от торговых кварталов Парижа, на улице Спонтини, № 30, в XVI округе. Первая коллекция Ива Сен-Лорана для собственного бренда была представлена публике в этом здании в январе 1962 года.

В 1964-м дизайнер выпустил дебютный женский парфюм под названием Y. В 1971-м Сен-Лоран представил первый мужской аромат Pour Homme, для рекламы которого снялся полностью обнаженным. Идея съемки, вызвавшей общественный резонанс, заключалась в демонстрации уязвимой стороны мужчины. Скандальной стала и реклама женских духов Opium, снятая в 2000 году и запечатлевшая голую актрису и модель Софи Даль (Sophie Dahl).

Культовой в творчестве Ива Сен-Лорана считается коллекция сезона осень-зима 1965/66. Работая над ней, модельер использовал образы голландского художника Пита Мондриана (Pieter Mondriaan) в качестве принтов. Коллекцию часто называют «мондриановской», но фактически только шесть моделей платьев А-силуэта были вдохновлены работами пионера абстрактного искусства. В проект также вошло связанное вручную свадебное платье «матрешка» с бантами из лент, на создание которого, по мнению историков моды, повлияло изучение русской культуры. В последующих работах Сен-Лоран продолжил обращаться к творчеству художников различных направлений — например, коллекция Homage to Painters (весна-лето 1988) содержала отсылки к творчеству Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жоржа Брака (Georges Braque) и Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh).

Yves_Saint_Laurent_Pier_Mondrian-1.jpg

Yves Saint Laurent, осень-зима 1965/66

В коллекции осень-зима 1966/67 модный дом Yves Saint Laurent впервые представил женский смокинг Le Smoking, название которого отсылает к прототипу этого изделия — мужской куртке с шелковыми лацканами, разработанной в конце 1800-х в качестве защиты одежды от пепла. Несмотря на то, что модная публика восприняла новаторское решение неоднозначно, дизайнер включил более демократичный вариант Le Smoking в линию Rive Gauche, которую представил в открывшемся через два месяца после показа парижском бутике. Модель стала особенно популярной у молодых клиенток дома.

В 1967 году Ив Сен-Лоран создал коллекцию Saharienne, посвященную Африке. В нее вошло знаменитое «платье-сафари» на шнуровке, отсылающее к костюмам британских колонизаторов в африканских странах.

В 1971-м дизайнер представил коллекцию Libération, вдохновленную модой времен немецкой оккупации. Модели с агрессивным макияжем и смелыми прическами дефилировали в мини-шортах, надетых поверх колготок, меховых манто цвета абсента и в платьях с принтом в виде алых губ с зажатой в них сигаретой. Модные журналисты обвинили дизайнера в том, что он паразитирует на образах трагичного периода в истории страны. Libération была признана самой провокационной коллекцией Ива Сен-Лорана.

В 1976 году кутюрье устроил показ в Императорском бальном зале отеля «Интерконтиненталь» (InterСontinental) в Париже, где представил публике коллекцию, получившую название Opéra-Ballets Russes (фр. «Русская опера и балет»). Вдохновением для ее создания послужили эскизы Леона Бакста, «Русские сезоны» Сергея Дягилева и культурное наследие Российской империи. Концепция показа была инновационной для того времени: модели дефилировали под музыку, а не в тишине, впервые были наняты профессиональные гримеры, были приглашены не только клиенты и журналисты, но и более широкая публика. Сама коллекция отличалась обилием меха, золота, бархата и бисера. Манекенщицы выходили на подиум в разноцветных шалях, шапках Мономаха, тюрбанах, высоких сапогах и пышных юбках в пол.

Yves_Saint_Laurent_Opera-Ballets-Russes.jpg

Yves Saint Laurent, коллекция Opéra-Ballets Russes (осень-зима 1976/77))

В декабре 1986 года дизайнер приехал в Москву на открытие выставки «Ив Сен-Лоран. 28 лет творчества» в Центральном доме художника на Крымском Валу. Экспозиция, приуроченная также к его 50-летию, представлены как архивные коллекции, так и актуальные, в том числе «китайские ансамбли» осень-зима 1977/78, африканская серия весна-лето 1967, свадебное платье «Шекспир» сезона осень-зима 1980/81. В качестве особого гостя на выставке побывала Раиса Горбачёва, первая леди Советского Союза, которая очень любила работы французского модельера.

В 1998-м Ив Сен-Лоран первым провел показ в рамках Чемпионата мира по футболу на французском стадионе Stade de France. Мероприятие было приурочено к празднованию 40-летия его бренда. Зрители увидели ретроспективное шоу из 300 образов, созданных дизайнером для собственного дома.

1990-е стали тяжелым испытанием для дизайнера: компания испытывала финансовые трудности, Ив Сен-Лоран лечился от алкогольной и наркотической зависимостей. В 1988 году креативным директором линии прет-а-порте его бренда стал Альбер Эльбаз (Alber Elbaz), а основатель продолжил работать исключительно над кутюрной линией. В 1999 году на должности руководителя творческого направления бренда Эльбаза сменил Том Форд (Tom Ford). В 2002 году Ив Сен-Лоран сообщил о решении завершить карьеру.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

Decathlon
Международная компания со штаб-квартирой в Вильнёв-д'Аске (Франция), специализирующаяся на производстве и продаже спортивных товаров. Принадлежит группе Mulliez Family Association.
Славянка
Российский производитель мужской и детской одежды под брендами Truvor, Fasti Donici, Dovmont со штаб-квартирой в Пскове.
COCOS
Российский бренд женской базовой одежды со штаб-квартирой в Москве.
Oodji
Российская сеть магазинов молодежной одежды со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю