Сен-Лоран Ив (Saint-Laurent Yves)

Ив Анри Дона
Матьё-Сен-Лоран (Yves Henri DonatMathieu-Saint-Laurent ) родился 1 августа 1936 года в городе Орган (Алжир). Умер от опухоли головного мозга 1 июня 2008 года в Париже.В
17-летнем возрасте ИвСен-Лоран переехал в Париж и поступил в Школу синдиката высокой моды (L'École de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), где обучался созданию образов haute couture.В 1953 году дизайнер создал черное коктейльное платье, с которым принял участие в конкурсе International Wool Secretariat (в дальнейшем International Woolmark Prize). Заняв третье место. Он привлек внимание главного редактора французского Vogue Мишеля де Брюноффа (Michel de Brunhoff), ставшего его профессиональным наставником. В 1953–1955 годах они вели переписку, в ходе которой Ив присылал журналисту авторские эскизы и фотографии своих картин.
В 1955 году, после встречи с Кристианом Диором (Christian Dior) в Париже, которую помог организовать Мишель де Брюнофф, мэтра пригласил начинающего дизайнера помощником в свою студию. Через два года он повысил
Сен-Лорана до должности личного ассистента.В
1957-м кутюрье умер от внезапного сердечного приступа, ИвСен-Лоран стал управлять модным домом Christian Dior.
Эскизы Ива Сен-Лорана, 1954-55 гг
В июне 1959 года Ив
Сен-Лоран стал первым французским дизайнером, который устроил модный показ в СССР. Команда, в которую вошли 12 моделей, парикмахеры и визажисты, привезли в Москву 120 чемоданов с одеждой, обувью и аксессуарами, почти 500 литров духов. 18 июня в Доме культуры «Крылья Советов» стартовала серия шоу, которые проходили в течение пяти дней по 2–3 раза в сутки. Вход на дефиле был строго по приглашениям. Показанная на подиуме коллекция Christian Dior для многих советских зрителей была странной: плотные сарафаны без рукавов и короткие платья выглядели непрактичными, а тюль с вышивкой воспринимался как дорогое излишество. Однако сам модельер проникся русской культурой, что оказало влияние на его будущие коллекции.В 1959 году дизайнер также впервые попробовал себя в роли театрального художника, разработав костюмы для балета «Сирано де Бержерак» в постановке балетмейстера Ролана Пети (Roland Petit). Этот опыт стал началом дальнейшего плодотворного сотрудничества — Ив также создал наряды для балетов «Песнопения Мальдорора» (1962) и «Собор Парижской богоматери» (1965), а также костюмы для Майи Плисецкой в постановке «Гибель розы» (1973).
Сен-Лоран работал и с кинорежиссерами, среди них Луис Бунюэль (Luis Buñuel), Ален Рене (Alain Resnais), Франсуа Трюффо (François Truffaut), разрабатывал образы для представительниц французской эстрады Сильви Вартан (Sylvie Vartan) и Зизи Жанмер (Zizi Jeanmaire).Несмотря на то, что первые работы дизайнера в Christian Dior были высоко оценены критиками, его эксперименты и упрощение дизайна, вдохновленное одеждой простых горожан, вызывали недовольство консервативных клиентов бренда. В
1960-м модельера призвали на войну в Алжире, но через три недели армейской службы он был госпитализирован с нервным срывом. После двух месяцев электросудорожной терапии дизайнера выписали и демобилизовали, за это время владелец Dior Марсель Буссак (Marcel Boussac) успел уволить преемника основателя.В 1961 году модельер предложил своему другу Пьеру Берже (Pierre Bergé) основать собственный бренд. По просьбе Берже стартовый капитал для компании предоставил американский миллиардер Мак Робинсон (Mack Robinson).
Из-за ограниченных средств, место дляштаб-квартиры модного дома было выбрано в отдалении от торговых кварталов Парижа, на улице Спонтини, № 30, в XVI округе. Первая коллекция ИваСен-Лорана для собственного бренда была представлена публике в этом здании в январе 1962 года.В
1964-м дизайнер выпустил дебютный женский парфюм под названием Y. В1971-м Сен-Лоран представил первый мужской аромат Pour Homme, для рекламы которого снялся полностью обнаженным. Идея съемки, вызвавшей общественный резонанс, заключалась в демонстрации уязвимой стороны мужчины. Скандальной стала и реклама женских духов Opium, снятая в 2000 году и запечатлевшая голую актрису и модель Софи Даль (Sophie Dahl).Культовой в творчестве Ива
Сен-Лорана считается коллекция сезонаосень-зима 1965/66. Работая над ней, модельер использовал образы голландского художника Пита Мондриана (Pieter Mondriaan) в качестве принтов. Коллекцию часто называют «мондриановской», но фактически только шесть моделей платьевА-силуэта были вдохновлены работами пионера абстрактного искусства. В проект также вошло связанное вручную свадебное платье «матрешка» с бантами из лент, на создание которого, по мнению историков моды, повлияло изучение русской культуры. В последующих работахСен-Лоран продолжил обращаться к творчеству художников различных направлений — например, коллекция Homage to Painters (весна-лето 1988) содержала отсылки к творчеству Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жоржа Брака (Georges Braque) и Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh).
Yves Saint Laurent, осень-зима 1965/66
В коллекции
осень-зима 1966/67 модный дом Yves Saint Laurent впервые представил женский смокинг Le Smoking, название которого отсылает к прототипу этого изделия — мужской куртке с шелковыми лацканами, разработанной в конце1800-х в качестве защиты одежды от пепла. Несмотря на то, что модная публика восприняла новаторское решение неоднозначно, дизайнер включил более демократичный вариант Le Smoking в линию Rive Gauche, которую представил в открывшемся через два месяца после показа парижском бутике. Модель стала особенно популярной у молодых клиенток дома.В 1967 году Ив
Сен-Лоран создал коллекцию Saharienne, посвященную Африке. В нее вошло знаменитое«платье-сафари» на шнуровке, отсылающее к костюмам британских колонизаторов в африканских странах.В
1971-м дизайнер представил коллекцию Libération, вдохновленную модой времен немецкой оккупации. Модели с агрессивным макияжем и смелыми прическами дефилировали вмини-шортах , надетых поверх колготок, меховых манто цвета абсента и в платьях с принтом в виде алых губ с зажатой в них сигаретой. Модные журналисты обвинили дизайнера в том, что он паразитирует на образах трагичного периода в истории страны. Libération была признана самой провокационной коллекцией ИваСен-Лорана .В 1976 году кутюрье устроил показ в Императорском бальном зале отеля «Интерконтиненталь» (InterСontinental) в Париже, где представил публике коллекцию, получившую название Opé
ra-Ballets Russes (фр. «Русская опера и балет»). Вдохновением для ее создания послужили эскизы Леона Бакста, «Русские сезоны» Сергея Дягилева и культурное наследие Российской империи. Концепция показа была инновационной для того времени: модели дефилировали под музыку, а не в тишине, впервые были наняты профессиональные гримеры, были приглашены не только клиенты и журналисты, но и более широкая публика. Сама коллекция отличалась обилием меха, золота, бархата и бисера. Манекенщицы выходили на подиум в разноцветных шалях, шапках Мономаха, тюрбанах, высоких сапогах и пышных юбках в пол.
Yves Saint Laurent, коллекция Opéra-Ballets Russes (осень-зима 1976/77))
В декабре 1986 года дизайнер приехал в Москву на открытие выставки «Ив
Сен-Лоран . 28 лет творчества» в Центральном доме художника на Крымском Валу. Экспозиция, приуроченная также к его50-летию , представлены как архивные коллекции, так и актуальные, в том числе «китайские ансамбли»осень-зима 1977/78, африканская сериявесна-лето 1967, свадебное платье «Шекспир» сезонаосень-зима 1980/81. В качестве особого гостя на выставке побывала Раиса Горбачёва, первая леди Советского Союза, которая очень любила работы французского модельера.В
1998-м ИвСен-Лоран первым провел показ в рамках Чемпионата мира по футболу на французском стадионе Stade de France. Мероприятие было приурочено к празднованию40-летия его бренда. Зрители увидели ретроспективное шоу из 300 образов, созданных дизайнером для собственного дома.
1990-е стали тяжелым испытанием для дизайнера: компания испытывала финансовые трудности, ИвСен-Лоран лечился от алкогольной и наркотической зависимостей. В 1988 году креативным директором линиипрет-а-порте его бренда стал Альбер Эльбаз (Alber Elbaz), а основатель продолжил работать исключительно над кутюрной линией. В 1999 году на должности руководителя творческого направления бренда Эльбаза сменил Том Форд (Tom Ford). В 2002 году ИвСен-Лоран сообщил о решении завершить карьеру.