Кастомизация
Кастомизация (от англ. «customize» — «настраивать, изменять») как явление возникла во второй половине ХХ века в связи со стремлением покупателей придать вещам индивидуальный характер в условиях массового производства. В качестве маркетингового подхода, подразумевающего изменение товара или услуги под запросы потенциальных клиентов, кастомизация стала развиваться в
2010-х .В 2018 году, согласно изданию Business of Fashion, кастомизация стала трендом номер один в индустрии моды.
Процесс может включать в себя различные этапы — от изменения кроя и добавления элементов декора до нанесения на готовую одежду принтов и вышивок по индивидуальному заказу.
Среди факторов, приведших к возникновению всемирного тренда на модификацию готовых изделий под личные запросы, называют рост индивидуализма, доступность технологий, интерес к устойчивому развитию.
Кастомизация становится важным инструментом для привлечения лояльных клиентов. Потребители, участвующие в создании уникального продукта, чувствуют себя более привязанными к бренду, что особенно актуально в условиях насыщенного рынка.
Этот подход используют практически все участники модной индустрии — от представителей высшего ценового сегмента до локальных дизайнеров. Так, практически все люксовые дома предлагают клиентам услуги кастомизации — нанесение инициалов на сумку, создание уникального рисунка на одежде, изменение фасона обуви и др.
Нередко на кастомизации специализируются небольшие бренды, независимые дизайнеры и ателье. Например, Customink и Threadless позволяют пользователям создавать одежду с уникальными принтами, выбирая из множества опций.
Широкий выбор настроек для создания собственной пары кроссовок или спортивной одежды предлагают
онлайн-платформы ионлайн-сервисы , такие как Nike By You или adidas Customization, ориентированные на массового потребителя.В конце
2010-х — начале2020-х наблюдался рост спроса на услуги индивидуальных специалистов, которые занимались кастомизацией вручную — художников, расписывавших одежду или обувь по заказу, мастеров, модифицировавших уже имеющиеся вещи и др.Кастомизация как отражение изменения потребительских предпочтений и роста значимости индивидуальности в современном обществе стала неотъемлемой частью модной индустрии. Развитие технологий, прежде всего искусственного интеллекта и
3D-печати , делает этот процесс более доступным и инновационным.
