Баленсиага Кристобаль (Balenciaga Cristóbal)

Кристобаль Баленсиага Эйсагирре (Cristóbal Balenciaga Eizaguirre) родился 21 января 1895 года в небольшом рыбацком городе Гетария на севере Испании. Умер 23 марта 1972 года в городе Хавеа на побережье Испании.
Он был младшим из трех детей в семье и рос в скромных условиях. Отец Кристобаля был рыбаком и рано скончался. Воспитанием детей занималась
мать-швея , которая привила будущему дизайнеру любовь к ткани и искусству кроя.В возрасте 12 лет он начал работать учеником в местной швейной мастерской. Через несколько лет клиенткой и покровительницей юного портного стала местная аристократка маркиза де Каса Торрес (de Casa Torres), которая оплатила расходы на его обучение в Мадриде и ввела Кристобаля в круг местной знати.
В 1917 году, в возрасте 22 лет, Баленсиага открыл в
Сан-Себастьяне модное ателье под названием EISA — в честь фамилии своей матери. В начале1920-х появились филиалы в Мадриде и Барселоне, а клиентами Баленсиаги стали испанская королевская семья и представители аристократии.
Слева направо: платье и кейп Balenciaga, 1950; платье Balenciaga, 1957. Фото: Victoria and Albert Museum
Испанская гражданская война (1936–1939) оказала серьезное влияние на деятельность Баленсиаги. Закрыть салоны в стране, он переехал в Париж, где в 1937 году при помощи финансовых партнеров Николаса Бискаррондо (Nicholas Biscarondo) и Владзио Завроровски (Vladzio Zawrorowski) открыл свой дом моды на авеню Жоржа V.
Модные критики и клиенты достаточно быстро оценили мастерство дизайнера. Первые парижские коллекции Баленсиаги отличались инновационным дизайном и высоким качеством исполнения, что принесло ему репутацию «мастера среди мастеров». В каждой коллекции несколько моделей дизайнер изготавливал лично — от конструирования до раскроя, сборки и отделки одежды, эффективно используя естественные качества материала.
Баленсиага внес значительный вклад в развитие моды середины XX века, существенно изменив представление о женском стиле того времени. Его дизайн отличался архитектурными силуэтами, чистотой линий и минимализмом. Среди знаковых моделей дизайнера — платье в стиле
baby-doll ,платье-баллон ,платье-мешок ,пальто-кокон иплатье-туника и др.Важным источником вдохновения для него была испанская культура: национальные костюмы, религиозное искусство, архитектура и живопись Франсиско Гойи (Francisco de Goya), Диего Веласкеса (Diego Velázquez) и др. Баленсиага сочетал традиции с современными идеями, что делало его дизайн вневременными, работал с самыми дорогими тканями, включая шелк, газар, бархат и кружево, уделяя большое внимание деталям. Также он был известен своей требовательностью к подгонке и отделке, благодаря чему одежда была не только красива, но и удобна.
Головные уборы работы Кристобаля Баленсиаги, 1950-65 гг. Фото: Victoria and Albert Museum
Среди клиентов модельера, помимо представителей королевских семей и аристократов, были голливудские звезды, в том числе Ава Гарднер (Ava Gardner), Глория Гиннесс (Gloria Guinness), Мона фон Бисмарк (Mona von Bismarck), Грейс Келли (Grace Patricia Kelly), Жаклин Кеннеди (Jacqueline Kennedy), Одри Хепберн (Audrey Hepburn) и др.
Трудовая этика и стремление к совершенству (до 150 примерок в день) сделали модельера примером для будущих поколений дизайнеров. Своим главным учителем его называли Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy), Эммануэль Унгаро (Emanuel Ungaro), Андре Курреж (André Courrèges).
В 1968 году, на пике известности, Баленсиага объявил о закрытии своего дома моды, объяснив решение тем, что больше не может работать в индустрии, где качество и индивидуальность уступают место массовому производству.