Ритейл-парк (retail park)
Ритейл-парк , как правило, объединяет не менее пяти одно- или двухэтажных зданий илибиг-боксов (англ. big boxes — каркасные здания) с общей парковкой. Они не связаны торговыми галереями, имеют отдельные входы, принадлежат разным ритейлерам.Ритейл-парки обычно строятся вне территории города: рядом с объездными дорогами и выездными магистралями. Их отличие от торговых центров заключается также в отношении владельца и оператора: возможны как аренда, так и продажа земельного участка или отдельного здания.Концепция появилась в США в
1950-х годах и стала популярной в1970-х , когда большое количество американцев стали владеть собственным транспортом. Главная цель таких проектов заключается в экономии на арендной плате, которая за чертой города в разы дешевле. Экономия происходит и за счет дешевых технологий строительства: отсутствие площадей общего пользования, технических помещений, лифтов и эскалаторов. При проектировании объектов учитываются все требования будущих арендаторов. Девелоперы, управляющие проектом, как правило, избегают конкурирующих арендаторов, выбирая дополняющие друг друга товарные группы, и отдают предпочтение якорям, обеспечивающим поток покупателей и занимающим 70–90% площади.«В первую очередь происходит изменение поведения потребителей. Покупатели все больше внимания обращают на цену, растет популярность дискаунтеров. В то же время дискаунтеры стремятся снизить операционные расходы, а
ритейл-парк может предложить максимально низкую арендную плату», — пояснил Бранко Петкович, заместитель директора отдела торговых помещений компании Jones Lang LaSalle.Выделяют два вида
ритейл-парков : английский, в котором здания располагаются линейно по отношению друг к другу и находятся в черте города, а парковка организуется перед ними; французский (американский), в котором сооружения группируются вокруг парковки и находятся за чертой города.В России первый
ритейл-парк был открыт в 2006 году — ТЦ «Ритейл Парк» был построен в черте Москвы, на Варшавском шоссе. Несмотря на наличие отдельного входа у нескольких операторов, подавляющее число магазинов находятся в одном помещении.Популяризирует и продвигает формат в России «Ассоциация
ритейл-парков », учредителем которой стал Александр Лукич, первый в стране разработчик и концептологритейл-парков . Совместно с Екатериной Гресс, экспертом и консультантом по торговой недвижимости, они разработали концепциюритейл-парков «Отрада» в Воронеже и «Торговый проспект» вРостове-на-Дону .