Кавакубо Рей (Kawakubo Rei)
Рей Кавакубо (川久保 玲, Kawakubo Rei) родилась 11 октября 1942 года в Токио (Япония). Считается одним из пионеров деконструктивизма в моде, ее работы определили художественный стиль многих бельгийских концептуалистов. Рей ниспровергает западные эстетические ценности и идеалы женской красоты и выступает за интеллектуальный подход в дизайне одежды. В своих коллекциях дизайнер транслирует личные переживания, рефлексию проблем современного общества.
Кавакубо не получила профильного дизайнерского образования: закончив в 1964 году факультет философии, искусств и литературы в Университете Кейо (Keio University) в Токио, она устроилась в отдел рекламы в компанию по производству синтетических тканей Asahi Kasei. С
1967-го по1969-й подрабатывала стилистом.В 1969 году Кавакубо создала в Токио бренд Comme des Garçons, взяв название из популярной в то время французской песни «Tous les garcons et les filles» («Все мальчики и девочки») в исполнении Франсуазы Арди. На момент запуска марки Рей не владела техническими навыками шитья, поэтому подолгу объясняла портным свои дизайнерские идеи. Первое время бренд выпускал женские коллекции, в 1978 году в ассортимент вошла мужская одежда. Тогда же Кавакубо запустила линию ароматов Comme des Garçons Parfum, в которые добавляла нестандартные для парфюмерной индустрии ноты вроде кислорода, бензина, жженой резины и горячего асфальта.
В
1980-м Рей переехала в столицу Франции, через год состоялся ее дебютный показ на неделе моды в Париже. Она представила ассиметричные вещи из мятого текстиля с необработанными краями и дырами. Наряду с работами Йоджи Ямамото (Yamamoto Yohji) пресса назвала стиль Кавакубо «постъядерной модой» и«Хиросима-шиком» . Концепция дизайна отсылает к принципам японского философского теченияваби-саби : Рей отрицает прямые линии и симметрию, предпочитая естественную небрежность, простоту, несовершенство. Первая коллекция была полностью выполнена в черном цвете, который стал ключевым в творчестве дизайнера — она задалась целью переосмыслить его. В1982-м дизайнер стала членом Синдиката высокой моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne).
Выставка Rei Kawakubo/Comme des Garçons Art of the In-Between в Met, 2017
Одна из самых обсуждаемых коллекций дизайнера — «Body Meets Dress, Dress Meets Body» («Тело встречается с одеждой, одежда — с телом») сезона
весна-лето 1997. По подиуму дефилировали модели в одежде с накладками и подушками, имитирующими горбы и другие наросты, которые деформировали естественную форму тела. Коллекция стала ярким феминистским высказыванием на тему идеализации и объективизации женского тела.Рей разработала инновационную концепцию неожиданно появляющихся и работающих ограниченное время магазинов. Первый такой бутик, Guerrilla, открылся в 2004 году в Берлине. Он работал в течение года и располагался вдали от крупных торговых центров города; на интерьер было потрачено минимум средств. Позже такие магазины появились в Рейкьявике, Варшаве, Хельсинки, Сингапуре, Стокгольме, Афинах, Гонконге, Бейруте,
Лос-Анджелесе и Глазго.В 2004 году в Лондоне открылся многоуровневый концептуальный магазин Dover Street Market. Помимо вещей Comme des Garçons в нем стали продавать вещи других дизайнеров, лично отобранных Рей. Каждый бренд получил возможность самостоятельно оформить свой корнер. Интерьер магазина также служит выставочным пространством: Dover Street Market регулярно сотрудничает с ярмаркой Frieze Art Fair, галереей Майкла Хоппена (Michael Hoppen Gallery) и Институтом современного искусства в Лондоне (Institute of Contemporary Arts). В 2006 году Dover Street Market открылся в Токио, в
2013-м — вНью-Йорке .В
2020-х годах бренд Comme des Garçons насчитывает около двадцати линий одежды, парфюмерии и аксессуаров. Одна из самых популярных — молодежная линия уличной одежды Comme des Garçons Play с фирменным логотипом в виде сердца с глазами.На счету Comme des Garçons коллаборации с такими крупными брендами, как Fred Perry, Levi’s, Converse All Star, Speedo, Nike, Moncler, Lacoste, Cutler and Gross, Chrome Hearts, Hammerthor, S.
N. S. Herning , Louis Vuitton, Supreme, H&M,Coca-Cola .