О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Компания

Chanel

Французский модный люксовый дом Chanel со штаб-квартирой в Лондоне. Принадлежит Алену и Жерару Вертхаймерам
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

chanel1.jpg

У истории модного дома Chanel две точки отсчета. Одни считают ее началом 1909 год, когда Габриэль «Коко» Шанель (Gabrielle «Coco» Chanel, 1883 — 1971) открыла бутик шляп на первом этаже дома на бульваре Малешерб, 160 в Париже, предоставленном ей Этьеном Бальсаном (Étienne Balsan).

Другие ведут отсчет с 1910 года, когда при финансовой помощи Артура «Боя» Кэйпела (Arthur «Boy» Capel) Шанель основала свой первый независимый магазин шляпных изделий Chanel Modes на улице Камбон, 21, в одном из самых фешенебельных районов Парижа.

В 1913 году Коко открыла в Довиле магазин, где стала продавать женскую одежду из джерси и трикотажа, подходящую для отдыха и спорта. Финансовый успех вдохновил ее открыть в 1915 году еще один бутик — на вилле напротив казино в курортном городе Биаррице. Дизайнер произвела революцию в индустрии моды, введя принцип «роскошной простоты» (фр. «le luxe de la simplicité»).

Одежда Chanel быстро стала популярной. В 1915 и 1917 годах журнал Harper’s Bazaar сообщал: вещи Chanel обязательно включались в списки закупок каждого байера модных компаний Европы. Бизнес оказался настолько прибыльным, что в 1916-м Шанель смогла вернуть инвестиции Кэйпелу.

В 1918 году она купила здание на улице Камбон, 31 в Париже, недалеко от отеля Ritz, где открыла свой дом моды. Здесь проходили показы мод и продавались новые коллекции.

После Первой мировой войны фабрика Chanel, следуя модным тенденциям 1920-х, выпускала бисерные платья. Свободный крой, придававший фигуре подростковую, почти мальчишескую угловатость, был полной противоположностью моде «Прекрасной эпохи» (фр. «La Belle Époque») с ее корсетами и шляпками. Одним из ключевых материалов дома Chanel был и по сей день является трикотаж, который позволяет создавать простые, но элегантные и женственные, силуэты для повседневной носки.

К 1920 году Шанель разработала костюм, состоящий либо из двух предметов одежды, либо из трех, который придавал женщине современный вид, был удобным и практичным.

В 1921-м дизайнер открыла на улице Камбон бутик, который помимо одежды предлагал головные уборы, аксессуары, а позже — ювелирные изделия и парфюмерию. К 1927 году Шанель владела пятью объектами недвижимости на улице Камбон.

В 1922-м Габриэль и парфюмер Эрнест Бо (Ernest Beaux) создали духи Chanel № 5, которые сразу стали пользоваться высоким спросом. Бизнесмен Пьер Вертхаймер (Pierre Wertheimer) предложил Габриэль производить аромат на его фабрике Bourjois. В 1923 году они заключили контракт, согласно которому 70% выручки образованной для выпуска духов компании Les Parfums Chanel получал Вертхаймер, 20% Теофиль Бадер (Théophile Bader; он познакомил бизнесмена и дизайнера) и лишь 10% — сама Шанель.

После начала Второй мировой войны, в 1939 году, Шанель закрыла все магазины и уволила более 4000 сотрудников. Когда Франция освободилась от оккупации, Габриэль была арестована за сотрудничество с нацистами. Благодаря покровительству Уинстона Черчилля (Winston Churchill) в 1944 году обвинения были сняты, но запятнанная репутация вынудила Шанель на десять лет уехать в Швейцарию.

В мае 1954 года Коко продала свой модный дом и все компании со своим участием, а также согласилась передать свою долю в Les Parfums Chanel Пьеру Вертхаймеру и его наследникам — при условии, что они оплатят все ее долги и возьмут на себя все ее счета и финансирование коллекций вплоть до смерти дизайнера.

Коко вернулась во Францию и заново утвердила позиции своего бренда, выпуская вещи, во многом определившие моду 1950-х и 1960-х: сумку «2.55», твидовый костюм из юбки и жакета, двухцветные туфли-лодочки. Обновленный стиль Chanel пришелся по вкусу не только в Европе, но и в Америке, где твидовые костюмы носила первая леди Джеки Кеннеди.

После смерти Коко Шанель в 1971 году компанию возглавили Ивонн Дюдель (Yvonne Dudel) и Жан Казубон (Jean Cazaubon), занимавшие высокие должности в доме Chanel еще при ее жизни.

Сын Пьера Вертхаймера, Жак (Jacques Wertheimer), выкупил контрольный пакет компании, однако не смог успешно вести дела бренда. К середине 1970-х дом Chanel пришел в упадок — прибыльной оставалась только линейка парфюмерии.

В 1974 году Алену Вертхаймеру (сыну Жака) было поручено возродить бренд, растерявший свои позиции после смерти основательницы. Ален прежде всего перенес продажи Chanel № 5 из аптек в фешенебельные магазины. Его стратегия заключалась в увеличении производства готовой одежды, аксессуаров, косметики, колоссальных инвестиций в рекламу и поддержку продукции Chanel.

В 1977 году дизайнер Филипп Гибурже (Philippe Guibourgé) разработал для Chanel первую линию prêt-à-porter. В 1983 компания наняла Карла Лагерфельда (Karl Lagerfeld) на должность креативного директора дома. Дизайнер обновил бренд, сделав его актуальным для современной аудитории и сохранив при этом классический и вневременной стиль, характерные ткани и силуэты.

С 1996 года модный дом принадлежит братьям Алену и Жерару Вертхаймерам (Alain, Gérard Wertheimer). Компания пошла по пути укрупнения и поглощения. Так, в 1980-х годах сеть Chanel насчитывала более 40 фирменных бутиков по всему миру, в 2008-м работали около 310 магазинов в странах Азии, Европы, Ближнего Востока, Северной, Центральной, Южной Америки и Океании. В 1985–2023 годах модный дом приобрел более 40 своих европейских подрядчиков.

К 2010-му Chanel выпускал широкую линейку товаров: одежду prêt-à-porter, haute couture, аксессуары (прежде всего сумки), — однако 55% выручки обеспечивала продажа парфюмерии и косметики. В 2018-м Chanel запустил линии горнолыжной одежды Coco Neige и коллекции пляжной одежды Coco Beach.

В 2011-м, согласно оценке Brandz, Chanel оценивался в 7 млрд долларов, что сделало его шестым в мире по стоимости люксовым брендом.

В 2018 году модный дом объявил об отказе от использования в своих коллекциях кожи экзотических животных и натурального меха. В 2020 году приступил к реализации стратегии по борьбе с изменениями климата «CHANEL Mission 1.5°», включающей в себя сокращение выбросов углерода на 50% в собственной деятельности компании и на 40% в цепочке поставок к 2030 году, переход на полностью возобновляемую электроэнергию к 2025 году и другие инициативы.

В 2018 году дом перенес глобальную штаб-квартиру в Лондон и приобрел миноритарную долю в британском интернет-магазине Farfetch с целью совместного развития цифровых услуг для клиентов. В 2019-м Chanel и Farfetch открыли «бутик будущего» в парижском флагмане, где представили новую концепцию omni-channel, основанную на сканировании QR-кода клиентами бренда через специальное приложение. С помощью интерактивных зеркал покупали могли «примерить» ту или иную вещь, а используя приложение, отправиться на виртуальную экскурсию.

В 2018 году, впервые за всю историю своего существования, дом Chanel опубликовал полный годовой финансовый отчет, чтобы развеять слухи о том, что владельцы собираются продать компанию. По итогам 2017 года продажи модного дома выросли на 11,5% в годовом выражении, до 9,62 млрд долларов, чистая прибыль составила 1,79 млрд долларов (+18,5%); на свои масштабные шоу и другие мероприятия модный дом потратил 1,46 млрд долларов. Издание The Wall Street Journal отметило, что Chanel обошел по показателю выручки своих ближайших конкурентов — Gucci и Hermès.

Ретроспективное видео показов Chanel в Гран-Пале, 2018 год

После смерти Карла Лагерфельда в 2019 году креативным директором дома стала Виржин Виар (Virginie Viard), которая работала с Лагерфельдом в Chanel более 30 лет.

В дальнейшем модный дом обновил руководящий состав и ввел новые должности. Так, в 2019 году Chanel учредил пост директора по разнообразию и инклюзивности, который заняла Фиона Паргетер (Fiona Pargeter). В 2021 году Кейт Уайли (Kate Wylie) была назначена главой направления устойчивого развития компании и президентом корпоративного фонда Fondation Chanel, чья деятельность направлена на расширение прав и возможностей женщин и девочек-подростков. В январе 2022 года дом назначил генеральным директором Лину Наир (Leena Nair), которая сменила в этой должности совладельца компании Алена Вертхаймера (занимал этот пост с 2016 года).

В период карантинных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, Chanel отказался от государственной поддержки и принял решение выплачивать до конца апреля 2020 года 100% зарплаты как всем своим сотрудникам во Франции, так и 750 работникам итальянских компаний, являющихся частью бренда. Chanel пожертвовал 1,3 млн евро организациям, занимающимся борьбой с чрезвычайной ситуацией, больницам и службам скорой помощи, а также предоставил ИТ-оборудование, позволяющее общаться изолированным пациентам с членами их семей.

По данным компании, в 2020-м выручка Chanel снизилась на 18% в годовом выражении, до 10,1 млрд долларов, операционная прибыль — на 41,4%, до 2,049 млрд долларов. При этом рекордного уровня достигли инвестиции Chanel — в 2020 году компания потратила 1,12 млрд долларов (+45%), что эквивалентно 11,1% продаж.

В 2021 году выручка компании увеличилась на 23% по сравнению с допандемическим уровнем, до 15,6 млрд долларов, в годовом выражении продажи выросли на 49,6%, прибыль — на 170%, до 5,5 млрд долларов. Компания сообщила, что продажи достигли рекордного уровня по всем категориям продуктов, несмотря на пандемию COVID-19.

По итогам 2022-го финансового года, продажи дома выросли на 17% в годовом выражении, до 17,2 млрд долларов, операционная прибыль — на 5,8%, до 5,78 млрд долларов, операционная маржа достигла 33,5%.

Общая численность персонала в 2022 году увеличилась на 12%, до более 32 000 человек. Глобальная сеть Chanel по состоянию на май 2022 года насчитывала всего 250 бутиков — вдвое меньше, чем у конкурентов, Louis Vuitton или Gucci.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний