Бодипозитив (body positivity)
Первые признаки бодипозитива появились в
1960-х на волне протестных движений, например, Fat Acceptance movement («Движение за принятие жира») и Fat underground («Подполье толстых»). В течение следующего десятилетия активистки вели активную пропаганду бодипозитивного подхода к восприятию женского тела, а также сексуального и репродуктивного здоровья. А борьба участниц Black is beautiful («Черный — это красиво») способствовала созданию позитивного образа людей разных рас.К 2023 году хэштег #bodypositive в различных соцсетях достиг отметки в 1 млрд взаимодействий, что свидетельствует о повышенном внимании к теме. Благодаря просветительским кампаниям в социальных медиа движение обрело множество сторонников и вошло в мейнстрим. Ведущие
fashion-бренды стали использовать бодипозитивную повестку для рекламы своих товаров, запечатлевая реальные тела обычных женщин и предлагая пользователям неотретушированный контент.Одним из первопроходцев продвижения женщин разных форм и размеров в социальных сетях стал американский производитель нижнего белья Aerie, запустивший в 2014 году кампанию «Aerie Real», в которой использовались снимки моделей без Photoshop. В
2015-м американский бельевой бренд Lane Bryant пригласил моделей больших размеров в проект #ImNoAngel. В2018-м интернет-магазин купальных костюмов Swimsuits For All начал сотрудничество с известной моделью plus size Эшли Грэм (Ashley Graham). В2019-м британский ритейлер Mothercare запустил кампанию, в которой снялись молодые мамы со своими малышами без визуальных редакторов. Марка Monki (входит в H&M Group) с середины2010-х организует инклюзивные кампании, приглашая девушек с нестандартной внешностью и призывая не стесняться веснушек, витилиго, шрамов и других телесных особенностей.Несмотря на коммерциализацию, движение бодипозитива способствовало серьезным изменениям в обществе. В частности, активистки спровоцировали широкую дискуссию о проблемах пищевого поведения и фэтфобии (дискриминации людей с избыточным весом), благодаря которой ценности молодых поколений женщин сместились с бесконечной погони за идеальной фигурой на принятие своего тела и заботу о его здоровье. В некоторых странах, в частности, во Франции и в Израиле, на законодательном уровне запрещено выпускать на подиум чрезмерно худых моделей, крупные конгломераты LVMH и Kering Group задали похожий тон среди брендов высокой моды.
В 2021 году американский гигант нижнего белья Victoria’s Secret радикально сменил брендинг, пытаясь переосмыслить само представление о сексуальности: ангелами компании стали активистки различных национальностей и типов фигуры.
Новое восприятие тела проявилось и в визуальном мерчандайзинге. Свадебная сеть David’s Bridal придала реалистичности своим пластиковым моделям, снабдив их более толстыми талиями, обвисшей грудью и жиром на спине. American Apparel выставил в витринах
нью-йоркского магазина манекены с виднеющимися под нижним бельем волосами и сосками, а манекены магазина Wings Beachwear в Майами имели цветочные татуировки. Nike представил манекен, являющийся прототипом паралимпийца. Американский универмаг JCPenney разместил в витринах пластиковые копии карлика, женщины в инвалидной коляске и бывшего десантника, потерявшего часть ноги.Еще одной важной повесткой бодипозитива стал возраст — активистки настаивают на том, что необходимо перестать ассоциировать ценность и красоту женщин, их тел исключительно с юностью и молодостью. В публичном поле появилось больше лидеров мнений старше 60, например, икона стиля и дизайнер Айрис Апфель (Iris Apfel) или британская модель Дафни Селф (Daphne Selfe).
Другим важным вектором бодипозитивного движения является борьба за репрезентацию разных типажей внешности в медийном поле. Модный бизнес стал работать с гораздо более широким спектром женских типажей, чем
когда-либо . Широкую популярность обрели модели plus size, победительницей телешоу«Топ-модель по-американски» (America’s Next Top Model) стала Винни Харлоу (Winnie Harlow), девушка с витилинго, завоевали международное признание агентства, представляющие неконвенционально красивых возрастных (Oldushka) и моделей «с улиц» (LUMPEN).Тем не менее активно обсуждается, выполняет ли бодипозитив свою миссию по борьбе с очень узким определением идеального тела. Сегодня на передний план выходит бодинейтральность — движение, предлагающее употреблять нейтральные определения, не маркирующие фигуры ни как красивые, ни как уродливые, и сосредоточиться на внутренних качествах. Такой подход стремится сместить дискуссию о красоте с обсуждения исключительно телесного ее выражения.