Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
В PROfashion Гид
Понятие

Бодипозитив (body positivity)

Социальное движение, которое борется за пересмотр норм красоты и выступает за принятие и репрезентацию различных типов внешности
Lane Bryant, проект #ImNoAngel, 2015
vk shareподелиться в vk tg shareподелиться в telegram

Первые признаки бодипозитива появились в 1960-х на волне протестных движений, например, Fat Acceptance movement («Движение за принятие жира») и Fat underground («Подполье толстых»). В течение следующего десятилетия активистки вели активную пропаганду бодипозитивного подхода к восприятию женского тела, а также сексуального и репродуктивного здоровья. А борьба участниц Black is beautiful («Черный — это красиво») способствовала созданию позитивного образа людей разных рас.

К 2023 году хэштег #bodypositive в различных соцсетях достиг отметки в 1 млрд взаимодействий, что свидетельствует о повышенном внимании к теме. Благодаря просветительским кампаниям в социальных медиа движение обрело множество сторонников и вошло в мейнстрим. Ведущие fashion-бренды стали использовать бодипозитивную повестку для рекламы своих товаров, запечатлевая реальные тела обычных женщин и предлагая пользователям неотретушированный контент.

Одним из первопроходцев продвижения женщин разных форм и размеров в социальных сетях стал американский производитель нижнего белья Aerie, запустивший в 2014 году кампанию «Aerie Real», в которой использовались снимки моделей без Photoshop. В 2015-м американский бельевой бренд Lane Bryant пригласил моделей больших размеров в проект #ImNoAngel. В 2018-м интернет-магазин купальных костюмов Swimsuits For All начал сотрудничество с известной моделью plus size Эшли Грэм (Ashley Graham). В 2019-м британский ритейлер Mothercare запустил кампанию, в которой снялись молодые мамы со своими малышами без визуальных редакторов. Марка Monki (входит в H&M Group) с середины 2010-х организует инклюзивные кампании, приглашая девушек с нестандартной внешностью и призывая не стесняться веснушек, витилиго, шрамов и других телесных особенностей.

Несмотря на коммерциализацию, движение бодипозитива способствовало серьезным изменениям в обществе. В частности, активистки спровоцировали широкую дискуссию о проблемах пищевого поведения и фэтфобии (дискриминации людей с избыточным весом), благодаря которой ценности молодых поколений женщин сместились с бесконечной погони за идеальной фигурой на принятие своего тела и заботу о его здоровье. В некоторых странах, в частности, во Франции и в Израиле, на законодательном уровне запрещено выпускать на подиум чрезмерно худых моделей, крупные конгломераты LVMH и Kering Group задали похожий тон среди брендов высокой моды.

В 2021 году американский гигант нижнего белья Victoria’s Secret радикально сменил брендинг, пытаясь переосмыслить само представление о сексуальности: ангелами компании стали активистки различных национальностей и типов фигуры.

Новое восприятие тела проявилось и в визуальном мерчандайзинге. Свадебная сеть David’s Bridal придала реалистичности своим пластиковым моделям, снабдив их более толстыми талиями, обвисшей грудью и жиром на спине. American Apparel выставил в витринах нью-йоркского магазина манекены с виднеющимися под нижним бельем волосами и сосками, а манекены магазина Wings Beachwear в Майами имели цветочные татуировки. Nike представил манекен, являющийся прототипом паралимпийца. Американский универмаг JCPenney разместил в витринах пластиковые копии карлика, женщины в инвалидной коляске и бывшего десантника, потерявшего часть ноги.

Еще одной важной повесткой бодипозитива стал возраст — активистки настаивают на том, что необходимо перестать ассоциировать ценность и красоту женщин, их тел исключительно с юностью и молодостью. В публичном поле появилось больше лидеров мнений старше 60, например, икона стиля и дизайнер Айрис Апфель (Iris Apfel) или британская модель Дафни Селф (Daphne Selfe).

Другим важным вектором бодипозитивного движения является борьба за репрезентацию разных типажей внешности в медийном поле. Модный бизнес стал работать с гораздо более широким спектром женских типажей, чем когда-либо. Широкую популярность обрели модели plus size, победительницей телешоу «Топ-модель по-американски» (America’s Next Top Model) стала Винни Харлоу (Winnie Harlow), девушка с витилинго, завоевали международное признание агентства, представляющие неконвенционально красивых возрастных (Oldushka) и моделей «с улиц» (LUMPEN).

Тем не менее активно обсуждается, выполняет ли бодипозитив свою миссию по борьбе с очень узким определением идеального тела. Сегодня на передний план выходит бодинейтральность — движение, предлагающее употреблять нейтральные определения, не маркирующие фигуры ни как красивые, ни как уродливые, и сосредоточиться на внутренних качествах. Такой подход стремится сместить дискуссию о красоте с обсуждения исключительно телесного ее выражения.

tg vk youtube
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Гид

VOLЯ WEAR
Российский бренд мужской и женской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Винтур Анна (Wintour Anna)
Главный редактор американского Vogue, арт-директор и международный директор по контенту издательского дома Condé Nast.
BABOCHKA
Российская мультибрендовая сеть премиальных и люксовых магазинов в Санкт-Петербурге.
Кома Давид (Koma David)
Грузинский дизайнер, основатель бренда David Koma.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю