Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Мода / Тенденции

Закрытый клуб кутюра

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

В июне прошлого года Valentin Yudashkin стал единственным российским модным домом, принятым во Французскую федерацию высокой моды, прет-а-порте кутюрье и модельеров в качестве полноправного члена. Чем является этот шаг – признанием заслуг конкретного дизайнера или свидетельством растущего в мире интереса к локальной fashion-индустрии? 

Французская федерация высокой моды, прет-а-порте кутюрье и модельеров объединяет 100 международных модных домов; из них лишь 17 имеют статус haute couture и семь считаются кутюрными членами-корреспондентами. Организация, которая ведет отсчет своей истории с 1868 года, когда Чарльз Фредерик Уорт основал в Париже Профсоюзную палату серийного швейного производства и индивидуального пошива для дам и девиц, по сей день является наиболее влиятельной в мировой fashion-индустрии. Палата, созданная Уортом, была призвана защищать работу парижских портных от массового копирования, и многие из правил, установленных в то время, по-прежнему в силе.

Создатели мечты

club2.jpgНа осознание и оформление статуса высокой моды понадобилось не одно десятилетие. Сменившая в 1911 году организацию Уорта Профсоюзная палата парижской моды разделила понятия “couture” (индивидуальный пошив одежды) и “confection” (создание готовой одежды по стандартным лекалам). В 1945 году Национальная федерация моды объединила известных парижских кутюрье, членов палаты парижской моды, а также ряд провинциальных портных и обеспечила законодательную защиту терминам “haute couture” и “couturier”.

В конце 1950-х годов высокая мода, отделенная от производства готовой одежды, столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Число кутюрных домов стремительно сокращалось: к 1958-му из 60 осталось лишь 36. Возглавлявший в те годы Профсоюзную палату парижской моды Жак Хэйм поддержал ее членов в желании создать так называемый «кутюрный прет-а-порте». Это начинание не всеми было воспринято с энтузиазмом.

Первой жертвой предвзятости стал Пьер Карден. Будучи членом Профсоюзной палаты высокой моды, он открыл бутик серийной одежды, а в 1957 году создал линию коммерческих моделей для универмага Printemps, из-за чего был исключен из федерации. Лишь через несколько лет, благодаря мировому признанию знаменитого стиля «Спутник», его снова приняли в кутюрные ряды.

club3-2.jpgВ начале 1970-х на модную арену вышли стилисты-дизайнеры (Эмманюэль Кан, Соня Рикель, Тьерри Мюглер, Клод Монтана и др.), популярность которых была сравнима с авторитетом известных кутюрье. Именно в эту эпоху многие дома высокой моды начали подумывать о смешении моделей от-кутюр и прет-а-порте в рамках одного показа. Так в 1973 году возникла организация, которая собрала под одной крышей и тех, и других. 

Французская федерация не только является исполнительным органом, в который входят три профсоюзные палаты: от-кутюр, мужской моды и прет-а-порте, – но и твердо стоит на страже интересов высокой моды. Когда некоторые мировые бренды, такие как Tom Ford, Burberry, Tommy Hilfiger, заявили о готовности продавать свои коллекции сразу после показов, Французская федерация тут же выступила против модели see now, buy now. С одной стороны, можно обвинить французов в консерватизме: мир меняется, а вместе с ним трансформируются мода и отношение к ней, но федерация упорно стремится сохранять одну и ту же бизнес-модель на протяжении стольких десятилетий. Однако с другой стороны – тут видится желание и в новых условиях создавать мечту, а не просто удовлетворять потребности в одежде. В конце концов, именно благодаря этому фактору мода и становится высокой.

Клубные привилегии

Попасть в ряды Французской федерации весьма непросто. «Это очень закрытый клуб, доступ в который нужно заслужить, а потом ежегодно доказывать, что ты достоин быть его членом», – сказал кутюрье Стефан Роллан.

club4-2.jpgДабы завоевать (и удержать) свое место на модном рынке, который становится все более агрессивным, дизайнеры и кутюрье нуждаются во внешней опеке, обеспечивающей им легитимное признание и относительную стабильность. И лишь федерация может обеспечить им эту защиту, сертифицируя официальный статус «создателей моды». Именно поэтому модельеры и кутюрье прилагают все усилия для того, чтобы попасть во влиятельную структуру, которая дает им и определенные экономические привилегии. Принимая дома в свой «клуб», федерация становится свое­образным трамплином в мир моды и создает условия для успешного продвижения – если, разумеется, дома будут поддерживать должный уровень.

Как известно, титул haute couture присваивается согласно ряду критериев. «Дом моды обязан соблюдать все условия, необходимые для формирования полноценного досье кандидата, – пояснил Жан-Поль Дональд-Потар, один из руководителей Французской федерации и Палаты прет-а-порте во второй половине 1990-х. – Конечно, раньше условия были более строгими, что, возможно, усложняло вероятность членства, сегодня они не стали легче – просто стали другими. Например, раньше досье мог подать только дом моды, у которого было не менее 80 сотрудников и не менее двух ателье, определенное количество ручного труда, необходим ежегодный показ двух коллекций и так далее… Сегодня требования несколько иные. В любом случае дом должен подготовить досье, соответствующее всем требованиям федерации, и утвердить его».

club5-2.jpgИменно федерация решает, давать титул от-кутюр или нет, «приглашать» в свой официальный календарь дефиле (IN) или оставить в неофициальном (OFF). При этом участники официальных показов делятся на три категории: постоянные (Jean Paul Gaultier, Stephane Rolland, Franck Sorbier и др.), приглашенные (Ralph & Russo, Serkan Cura, Julien Fournié и др.) и члены-корреспонденты (Valentino, Elie Saab, Giorgio Armani и др.)

Категория приглашенных членов существует с 1998 года и позволяет новым – как французским, так и иностранным – домам моды показывать свои коллекции наряду с известными брендами во время Парижских Недель высокой моды. «Лишь после четырех лет регулярного участия в Неделях моды приглашенный дом может подать заявку на вступление в основной список», – уточнил Жан-Поль Дональд-Потар.

Русский след

Первым нашим кутюрье, принятым в 1997 году в качестве члена-корреспондента Французской федерации, был Валентин Юдашкин. Это событие положило начало «русскому прорыву» в международную высокую моду. При поддержке тогдашнего председателя Французской федерации Дидье Грюмбаха в 2000 году на подиуме Парижской недели была показана коллекция «русских Гальяно», дуэта Владимира Середина и Сергея Васильева.

Героем нового времени стала Ульяна Сергеенко. Устроив в парижском отеле закрытый показ для VIP-публики, она добилась того, что французская пресса наконец-то всерьез заговорила о ее дизайнерских талантах, а коллекции были включены в официальный календарь. В июле 2016-го дефиле Ulyana Sergeenko состоялось в первый день Парижской недели высокой моды. 

В октябре того же года дом Valentin Yudashkin, ставший полноправным членом федерации, представил новую коллекцию в рамках официального календаря Парижской недели моды прет-а-порте. «Мы еще с конца 1980-х начали представлять коллекции в Париже, многие годы показываем haute couture во французской столице, более десяти лет участвуем в Парижской неделе моды прет-а-порте, – прокомментировал Валентин Юдашкин. – В этой связи вступление во Французскую федерацию – это вполне закономерное, ожидаемое событие, к которому мы шли в ходе своей работы и творчества. Французская традиция шитья вообще всегда была близка Дому Valentin Yudashkin, сама страна – Франция – для нас была и остается добрым другом. Со вступлением в федерацию мы будем и дальше развивать наши отношения и совместные проекты». 

club6.jpg

Сегодня Valentin Yudashkin – единственный российский модный дом в составе Французской федерации. Будут ли другие? «Так как российская мода до сих пор остается локальной, я не могу сказать, какой из домов мод соответствует критериям для вступления в федерацию, – ответил Жан-Поль Дональд-Потар. – Есть конкретное досье, с определенными условиями, – любой дом может заполнить его и подать на рассмотрение. А раз этого не происходит, то либо в России больше нет домов, соответствующих этим требованиям, либо они не нуждаются в членстве в федерации».

У российской высокой моды имеются свои сильные и слабые стороны, но главным препятствием для выхода на международный уровень было и остается отсутствие индустрии как налаженной, исправно работающей системы производства и сбыта. Когда оно будет преодолено, появление наших модных домов в составе влиятельных fashion-федераций, вероятно, перестанет быть исключением из правила.


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Нет плохой погоды: продаем одинаково хорошо и в дождь, и в зной

Как подобрать ассортимент, который будет актуален при любых климатических сбоях.
9 сентября 09:25
1 556

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
3 968

Как корабль назовешь: правила выбора имени для марки детской одежды

Рекомендации экспертов предпринимателям, запускающим новые fashion-бренды для детей: как придумать оригинальное и продающее название.
10 июля 09:20
9 800

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства

Как fashion-бренды обращаются к образу материнства, и как это соотносится с реальным гардеробом молодых мам.
16 сентября 22:33
12 627

Из офлайна в онлайн. Как модному бренду попасть в маркетплейс и нарастить продажи

Дарья Хрулева из Lamoda рассказывает, на что обратить внимание, если вы хотите стать частью модного маркетплейса, и как поддержать продажи, грамотно распределяя свои ресурсы.
28 июня 09:00
24 599

Как найти компромисс между консервативными предпочтениями клиентов-мужчин и необходимостью обновлять ассортимент?

Можно ли найти компромисс между консервативными предпочтениями клиентов-мужчин и необходимостью обновлять ассортимент?
5 июля 19:24
26 753

Гид

IDOL
Российский премиальный бренд одежды, обуви и аксессуаров для мужчин и женщин, принадлежит Melon Fashion Group.
БЕЗДNА
Российский бренд молодежной женской одежды со штаб-квартирой в Москве.
Уильямс Фаррелл (Williams Pharrell )
Американский дизайнер одежды, автор песен, продюсер, вокалист.
Mascotte
Российский бренд обуви и одежды, принадлежит Zenden Group.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю