IBC Real Estate: площади новых ТЦ будут уменьшаться
Консалтинговая компания IBC Real Estate проанализировала изменения рынка торговой недвижимости Москвы в 2023 году и подвела предварительные итоги года, согласно которым сегмент продемонстрировал адаптацию к новым реалиям. При этом в качестве одной из ключевых долгосрочных тенденций эксперты называли уменьшение площади новых торговых центров.
За 11 месяцев 2023 года в Москве было открыто 4 торговых центра: ТЦ «Сиеста», ТРЦ «Митино Парк», ТЦ «Кувшинка», ТЦ «Место встречи Звездный». Общая арендопригодная площадь этих объектов составила 52 000 кв. м, что по объему ввода ниже показателя прошлого года на 53%. До конца календарного года девелоперами анонсировано открытие еще 5 ТЦ совокупной арендопригодной площадью 57 000 кв. м. Однако в условиях нестабильного рынка, увеличения ключевой ставки и роста стоимости строительства аналитики IBC Real Estate ожидают, что даты запуска некоторых из этих проектов могут быть перенесены на 2024 год. Всего по итогам текущего года прогнозируемый объем ввода в эксплуатацию оценивается в пределах 80 000 кв. м, а сроки по еще 9 объектам совокупной арендопригодной площадью более 80 000 кв. м официально перенесены на следующий год.
На основе полученных данных эксперты выделили ряд трендов, которые будут определять развитие сегмента в перспективе ближайших нескольких лет. В числе ключевых долгосрочных тенденций — уменьшение площади новых ТЦ.
Так, с 2017 года их средняя площадь уменьшилась в 4 раза (в 2017 году она составляла 51 000 кв. м, в 2023 году — почти 13 000 кв. м). Исключением стал 2021 год, когда в результате ввода ряда объектов, открытие которых откладывалось
Также в компании отметили, что в результате интенсивного развития присутствующих на российском рынке и хорошо знакомых потребителю брендов, а также благодаря появлению новых игроков доля магазинов с приостановленным статусом работы в столице составляет в настоящее время всего 1%, а вакансия остается на уровне июля 2023 года — 12%. Таким образом, аналитики приходят к выводу, что рынок торговой недвижимости адаптировался к новым реалиям, а существующий сток качественных площадей удовлетворяет текущей потребности населения. В IBC Real Estate фиксируют низкие темпы ввода и минимальное количество анонсов о строительстве новых объектов.
В то же время, по словам руководителя департамента исследований и аналитики компании Екатерины Ногай, развитие технологий и изменение потребительских предпочтений стимулирует рынок к появлению новых неординарных концепций и решений, поэтому определять развитие сегмента торговой недвижимости в ближайшие годы будут следующие тренды:
- расширение товарных линеек и ассортимента продукции локальных брендов;
- увеличение площадей торговых точек и их количества;
- появление на рынке новых российских и международных брендов;
- переориентация на азиатские бренды;
- взаимные коллаборации российских брендов;
- растущий интерес к открытию на территории ТЦ термальных комплексов.