+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Охват на 360 градусов

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Какие технологии будет использовать быстрая мода в следующем десятилетии, чтобы стать еще быстрее? Свой прогноз дает Хоакин Вияльба, бывший глава отдела европейской логистики Zara, а ныне CEO и соучредитель Nextail, платформы, предлагающей различные решения для модного ритейла с использованием искусственного интеллекта.

Господин Вияльба, искусственный интеллект и технологии big-data все активнее используются для автоматизации и оптимизации сложных операционных процессов. И здесь большое значение приобретает предиктивная аналитика. Будут ли ритейлеры в 2020-х годах обращаться за помощью к аналитическим агентствам или станут нанимать соответствующих специалистов в штат?

Nextail-2-2.jpgХоакин Вияльба: Да, предиктивная аналитика в модном ритейле в течение следующего десятилетия будет применяться все активнее. Customer journey, маршрут клиента, становится все запутаннее, и все труднее предсказать, когда и как произойдет покупка. Поэтому ритейлеры понимают важность аналитики данных для повышения эффективности омниканального shopping experience. Традиционно индустрия моды, принимая ключевые решения – от закупок до мерчандайзинга, – в значительной степени полагалась на интуицию. Однако развитие новых технологий позволило ритейлерам использовать аналитику данных в режиме реального времени, чтобы лучше понимать своих клиентов и совершенствовать основные бизнес-операции.

Решение о том, следует ли оптимизировать эти сложные бизнес-процессы с помощью аутсорсеров или своими силами, ритейлеры должны принимать, исходя из затрат и рисков проекта. Отличным примером здесь является автоматизация процессов управления закупками и товарными остатками. «Домашнее» решение будет включать в себя расходы на оборудование, срок создания проекта и оценку квалификации его разработчиков, последняя может оказаться самой сложной частью. В этом случае результат довольно часто ниже ожиданий ввиду нехватки компетентных ресурсов, поскольку это не основной бизнес компании. Когда ритейлер использует уже готовое решение для управления запасами, он удовлетворяет конкретные потребности бизнеса и применяет лучшие практики, поэтому результаты можно увидеть гораздо раньше.

В одном из интервью вы сказали: цифровые решения станут частью физических магазинов, что позволит лучше понимать поведение потребителей и повышать уровень предоставляемого сервиса. Какие конкретно технологические решения, помимо виртуальных примерочных и «волшебных» зеркал, могут появиться в следующем десятилетии?

Nextail-3.jpgХоакин Вияльба: Основной технологией в физических магазинах, целью которой является понимание поведения потребителей, будет компьютерное зрение – распознавание образов – непосредственно в магазине и последующий анализ этих данных. Уже существуют решения, использующие датчики для отслеживания падения трафика, демографических параметров посетителей, возникновения очереди покупателей и анализа интереса к товарам. В дальнейшем они смогут обеспечить более глубокую аналитику взаимодействия клиентов с каждой зоной магазина, что позволит ритейлерам улучшить мерчандайзинг продуктов. Полученная внутренняя информация также полезна для расчета времени, затраченного на покупку в конкретном магазине.

Сервис, безусловно, играет огромную роль в коммуникации с клиентом. Но, с одной стороны, приходя в физический магазин, потребитель хочет получить приятные эмоции и удовлетворить свои потребности, а с другой стороны, не желает, чтобы продавцы-консультанты контактировали с ним. Как, по-вашему, решится эта проблема в следующем десятилетии?

Хоакин Вияльба: Бескассовые магазины, искусственный интеллект, аналитика трафика, интерактивные примерочные и RFID – все это способы, с помощью которых магазины становятся более умными и рационально организованными для потребителя и более удобными для ритейла. Тем не менее будущее розницы – за сочетанием как технологий, которые применяют ритейлеры, так и более ориентированного на клиента человеческого фактора в сервисе, которого желают потребители. Клиенты нуждаются в среде, где они могут общаться с брендом на более глубоком уровне, и сервис имеет тут решающее значение. Офлайн-магазины – единственный канал, который способен объединить цифровые форматы с человеческим подходом, чтобы получить захватывающий опыт с охватом на 360 градусов.

Nextail-5.jpgНовые технологии обеспечивают эффективность и точные выводы из большого количества данных, чтобы розничный персонал улучшал предложение в магазине. Например, искусственный интеллект может использоваться для осуществления и автоматизации повторяющихся внутренних процессов и сокращения времени занятости персонала, что позволит сосредоточиться на создании лучшего опыта (посредством взаимодействия с клиентами) и лучших продуктов (креативность и дизайн). Эффект наблюдается во всех процессах, поскольку минимизируются ошибки, снижаются затраты и упрощаются бизнес-операции. Ритейл – один из секторов экономики, который способен извлечь наибольшую пользу из использования искусственного интеллекта. По данным исследований McKinsey и Business of Fashion, уже в 2018–2019 годах более 75% ритейлеров планируют инвестировать в искусственный интеллект. В числе других значимых инноваций – приложения или навигаторы с сенсорными экранами, которые предоставляют клиентам трендовые образы, варианты сопутствующих предложений и необходимую информацию о продукте, включая размеры. Такие решения также предлагают персонализированный shopping experience, не будучи навязчивыми.

Цифровые технологии стимулируют развитие физических магазинов, а не препятствуют ему. Будущее ритейла зависит от людей, которые создадут тот самый человеческий фактор. Вот что является ключевым для ритейлеров – нужно удержать баланс так, чтобы клиент сам решал, как он хочет взаимодействовать в разных точках соприкосновения с брендом, будь то технологии или персонал.

Как насчет скорости доставки? Покупатель хочет получить товар, заказанный онлайн, как можно раньше. Научатся ли ритейлеры в следующем десятилетии доставлять товары в течение максимально короткого времени, скажем, нескольких минут?

Хоакин Вияльба: Shopping experience и скорость удовлетворения ожиданий клиентов в физическом и цифровом канале должны работать бесшовно. Мы как раз трудимся сейчас над новым приложением, которое решает эту задачу. Смарт-фулфилмент станет ключевым для ускорения процесса доставки при онлайн-заказе. Товар поступает к клиенту в течение двух часов или даже меньше – из ближайшего к нему магазина. Таким образом, физический ритейл избавляется от товарных запасов, не теряет объем продаж в офлайн-магазине, выполняя онлайн-заказы, и удовлетворяет потребности клиентов в быстрой доставке, что улучшает опыт покупки.

Nextail-4.jpgНа ваш взгляд, станет ли в следующем десятилетии индустрия моды полностью «устойчивой»? Выйдут ли на первый план бренды slow fashion и такие производственные процессы, как ресайклинг?

Хоакин Вияльба: Помимо ресайклинга, мы наблюдаем и другие инициативы, которые, вероятно, окажут большое влияние на потребление товаров модных брендов в будущем. Например, сервис Rent the Runway в партнерстве с более чем 550 дизайнерами собрал более 9 миллионов членов в свое сообщество – они разделяют концепцию превосходства аренды одежды над покупкой. Такая доступность дизайнерских брендов изменила поведение подписчиков сервиса во время шопинга, они стали покупать меньше одежды, чем раньше. Ведущие бренды быстрой моды, включая H&M и Zara, также понимают этот сдвиг в поведении потребителей, запуская «устойчивые» линии, которые доступны широкой аудитории. Поэтому не факт, что марки slow fashion станут доминировать в будущем. Сотрудничество между крупными брендами и проектами экологических инициатив уже сегодня стало растущей тенденцией. Вспомним хотя бы кроссовки adidas, сделанные в партнерстве с Parley for the Oceans из переработанных отходов. До тех пор, пока существует такая потребность клиентов, все бренды будут стараться удовлетворить растущий спрос на этическую моду.

Какие новые профессии, связанные с развитием цифровых технологий, могут появиться в модной индустрии в следующем десятилетии и какие из них станут ключевыми?

Хоакин Вияльба: Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения все более глубоко проникают в индустрию моды, но они ставят новые задачи, а не создают новые рабочие места. Это приведет к изменению структуры компаний ритейла, поскольку функции, которые базируются на операционных задачах, будут автоматизированы, что позволит кадровому ресурсу больше сосредоточиться на креативных и стратегических ролях.

Поскольку данные имеют решающее значение для будущего моды, скорее всего, мы увидим, как бренды инвестируют в data scientists, экспертов по аналитическим данным, как внутри компании, так и вне ее. Возрастающая озабоченность по поводу устойчивого развития может привести к появлению профессионалов в этой области. А в самих магазинах значение приобретут специалисты, позволяющие улучшить shopping experience, например, персональные стилисты, которые станут более доступными в недорогих сегментах.


Nextail-6.jpg

Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний