Памяти укротителя форм
В лондонском Музее дизайна проходит посмертная выставка работ Аззедина Алайи. В экспозиции представлены творения кутюрье, созданные им на протяжении четырех десятилетий карьеры.
Задуманная и курируемая совместно с самим Алайей вплоть до его смерти в ноябре 2017 года выставка показывает его невероятный путь от сына тунисского фермера до прославленного кутюрье, его нонконформистский характер и мощную энергию, которая заряжала всех и вся, что попадало в орбиту дизайнера.
Выпускник тунисской школы изящных искусств, скульптор Аззедин Алайя приехал в Париж в 1957 году. Он устроился портным в Christian Dior, но был уволен через пять дней за отсутствие документов, которые стали необходимы с началом Алжирской войны. Тем менее Алайя остался во французской столице, работал с Ги Ларошем и Тьерри Мюглером, а в 1979 году основал собственное ателье.
В отличие от многих своих коллег-современников, Алайя собственноручно конструировал каждый предмет одежды, на изготовление платья могло уйти от пяти недель до пяти лет. Он отказывался подчиняться давлению сроков Недели моды и всегда работал по собственному графику. Перфекционистский подход привел к дизайнеру множество влиятельных клиентов, таких как Грета Гарбо, Грейс Джонс, Мишель Обама, Рианна, Мари-Элен де Ротшильд.
Экспозиция в лондонском Музее дизайна, кураторами которой стали Элис Блэк и друг Алайи, Марк Уилсон из Гронингенского музея (Нидерланды), – первая выставка кутюрье в Соединенном Королевстве. В нее вошло более 60 предметов одежды, созданных Алайей в период с начала 1980-х до его последней коллекции 2017-го. Выставка словно сплетает истории из жизни дизайнера с отобранными им лично экспонатами, среди которых как малоизвестные работы, так и ставшие культовыми. В их числе знаменитые бандажные платья, которые обвивают тело, будто скульптурные экзоскелеты, кутюрное приталенное черное платье с закрученными молниями, запечатленное фотографом Артуром Элгортом на Наоми Кэмпбелл в 1987 году, золотое платье из бусин, созданное для Тины Тернер, фиолетовое платье с накидкой для Грейс Джонс и свадебное платье для Эль Макферсон. В экспозицию включены также новые версии канонических творений Алайи, которые он решил сделать специально для этого проекта, например, многослойные облегающие платья из «испанской» коллекции 2011 года, вдохновленные поездкой в «рыжую» крепость Альгамбра в Гранаде, – работу над этими моделями после смерти кутюрье завершила его команда.
«У Музея дизайна совершенно особая архитектура, – сказал Элис Блэк. – Работы Аззедина Алайи поражают своей скульптурностью. И мы понимали, что они прекрасно впишутся в интерьер музея».
Алайя известен тем, что не рисовал эскизов одежды, а творил ее непосредственно на теле модели. Затем он доводил вещь до совершенства у себя в мастерской в парижском квартале Марэ, используя инновационные приемы лазерной резки или применяя стеклянный порошок, который придавал ткани радужное сияние. Кураторы выставки постарались организовать пространство таким образом, чтобы посетители смогли в деталях увидеть технику работы кутюрье. «Каждый экспонат доступен для осмотра на 360 градусов, что позволяет лучше понять особенности ремесла Алайя, – поясняет Марк Уилсон. – Можно разглядеть каждый разрез или шов, конструкцию и т. д.»
Алайя видел выставку в лондонском Музее дизайна как рукотворную инсталляцию и сам выбрал художников – Марка Ньюсона, Татьяну Труве и братьев Буруллек, – которых попросил сделать оформление для своих работ. Помимо впечатляющих зеркальных конструкций, в интерьере задействованы рисунки Ричарда Вентворса, который в течение двух лет запечатлевал архивы дома Alaïa. После смерти дизайнера кураторы решили включить в оформление экспозиции серию картин Кристофа фон Вейе, дизайнера и спутника жизни Аззедина.
«Я делаю одежду, женщины делают моду», – часто говорил кутюрье. Он провозгласил эпоху супермоделей 1980-х и 1990-х, работая с Эль Макферсон, Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл, которая называла его «папой». С уходом Алайи история моды изменилась навсегда. Как сказал Оливье Сайяр, директор Palais Galliera, «он воплощал собой территорию абсолютной независимости, которая полностью исчезла из ландшафта сегодняшней моды».
Azzedine Alaïa: The Couturier
Адрес: The Design Museum, 224-238
Kensington High Street, London
Даты: 10 мая – 7 октября 2018
Часы работы: 10:00–18:00;
в первую пятницу месяца: 10:00–20:00
Стоимость: £16