252
Узбекский феномен: текстильная экспансия
Узбекистан издавна занимает особое положение в Центрально-Азиатском регионе. В начале прошлого тысячелетия через страну проходил Великий шелковый путь, благодаря чему производимые местными ремесленниками хлопковые и шелковые ткани, нарядная и повседневная одежда, национальная обувь, сюзане с оригинальными рисунками и расписная керамическая посуда были известны во всем мире. Что же представляет собой Узбекистан сегодня?
«Белое золото»: гордость и проклятие
Хлопок – национальная гордость и один из основных источников дохода страны. Узбекистан занимает шестое место в мире по производству «белого золота» (3,4 млн тонн в 2014 году) и третье по объему его экспорта. Ежегодно эта культура приносит стране 1 млрд долларов.
Однако хлопководство – это не только достояние, но и серьезная проблема, доставшаяся в наследство от советских времен. Мечта о превращении пустыни в аграрные земли обернулась кошмаром. Для орошения влаголюбивого растения использовались воды Амударьи и Сырдарьи, основных рек, питающих Аральское море, в результате чего четвертое по величине озеро в мире стало Аральской пустыней, явив пример одной из крупнейших экологических катастроф.
В 2011 году Европейский парламент решил не продлевать договор на поставки текстиля из Узбекистана. Главная причина заключалась в несоответствии производства экологическим стандартам. К парламентариям присоединились международные fashion-ритейлеры и марки, которые резко осудили не только экологическую ситуацию в Узбекистане, но и активное использование детского труда во время сбора урожая хлопка. К осени 2014 года в кампании бойкота участвовали уже более 160 сетей и брендов, в том числе Wal-Mart, H&M, аdidas, Gap, Nike, C&A, Tesco, Burberry, Levi’s, Zara, Marks&Spencer, Victoria’s Secret.
Узбекистан настаивает на том, что Европарламенту для начала следует выработать единые стандарты для оценки производителей хлопка. Вопрос пока находится на стадии рассмотрения.
Тем временем трудности с реализацией главного сырьевого продукта стимулировали развитие локальных предприятий легкой промышленности. Сегодня Узбекистан – одна из немногих стран Центральной Азии, где за последние 10 лет собственное производство одежды увеличилось почти в два раза. Только в двух главных городах страны, Ташкенте и Андижане, выпуском одежды занимается более 150 предприятий. Среди лидеров: Nona Textile Import Export, Habib-Tex, Sibuz, Nurteks, Di-Ixlos, Lovtex, Ertex style, Zaminteks iplik, Lukbo tekstil, Istiqlol dizayn.
Продукции made in Uzbekistan свойственны использование натуральных тканей, выверенных лекал, износоустойчивость, высокое качество и низкая закупочная цена, что привлекает к локальному рынку иностранные компании. В числе первых производственный потенциал Узбекистана открыли итальянцы. К примеру, итало-узбекское предприятие Laura Peri Fashion с 2008 года выпускает одежду под брендами Adora и EMA и располагает ныне обширной клиентской базой байеров в странах бывшего СССР, а также в Европе. Установленное пару лет назад на узбекской фабрике оборудование Vamatex Jakard позволило наладить производство высококачественного жаккардового полотна, отправляемого на экспорт.
Еще один совместный проект – выпуск обуви под маркой Made in Italy – разработан ассоциацией «Узбекчармпойабзали» и Торгово-промышленной палатой «Италия–Узбекистан». Инициатором выступила ассоциация Confartigianato, которая предложила нескольким мануфактурам города Фермо открыть филиалы в Узбекистане. Проведенные итальянскими специалистами маркетинговые исследования показали, что в стране есть не только хорошие условия для производства, но и емкий внутренний рынок для товаров Made in Italy. Ожидается, что итало-узбекское СП ежегодно будет выпускать до 6 млн пар обуви как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Мировое господство по-узбекски
Узбекистан ежегодно расширяет границы экспорта, поставляя изделия легкой промышленности в страны Европы, Америки, Азии и Африки. По данным государственно-акционерной компании «Узбекенгилсаноат», в прошлом году 300 предприятий произвели хлопчатобумажные ткани, трикотаж, одежду, обувь, аксессуары, белье на общую сумму более 2 трлн сумов; на экспорт отправлены fashion-изделия на сумму около 830 млн долларов.
Укрепление позиций на зарубежных рынках – важная составляющая развития крупных локальных игроков. Так, узбекский fashion-гигант, группа компаний Uztex, активно сотрудничает с российскими, азиатскими и европейскими сетевыми операторами, в числе которых «Спортмастер», Zolla, Modis, Sela. Несколько месяцев назад компания презентовала новую торговую марку, ориентированную на европейского потребителя, – CheGanzo. Как подчеркнула директор по развитию группы компаний Uztex Виктория Коган, «компания долго и умело шила для других, поэтому совершенно понятно ее желание попробовать себя в качестве игрока на мировом модном рынке».
В 2012 году Uztex присоединилась к международному сообществу производителей, которые используют только экологичные и безопасные материалы, соответствующие требованиям Oeco-Tex Standard 100. Получение международного сертификата существенно расширило экспортный потенциал компании.
Новый многообещающий тренд узбекских производителей одежды – объединение производственных возможностей и запуск конкурентоспособного на западном рынке продукта. Недавно модельеры двух старейших предприятий, «Муборак текстил саноат» и «Сугдиена файз текстил», наладили выпуск мужских костюмов, пальто, пиджаков, брюк, детских курток и других предметов модного гардероба по западным аналогам, но по доступной цене. За последние девять месяцев компания осуществила поставки готовых изделий более чем на 330 млн сумов.
К концу 2015 года в специальной индустриальной зоне «Джизак» при участии китайских инвесторов будет построен гигантский текстильный комплекс по производству модной одежды. Общая стоимость комплекса, по данным «Узбекенгилсанаот», составляет 56 млн долларов. После запуска шесть предприятий будут ежегодно выпускать до 30 млн м2 хлопчатобумажных тканей, 13 тыс. тонн трикотажного полотна, 15 млн единиц швейных и трикотажных изделий. До 80% продукции планируется экспортировать в страны ЕС, а также в Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан. Правительство предлагает небольшим локальным производителям модной одежды объединять мощности и подавать заявки на участие.
Мировые эксперты полагают, что этот по-восточному мудрый тренд может вывести рынок страны на абсолютно новый уровень.
«Белое золото»: гордость и проклятие
Хлопок – национальная гордость и один из основных источников дохода страны. Узбекистан занимает шестое место в мире по производству «белого золота» (3,4 млн тонн в 2014 году) и третье по объему его экспорта. Ежегодно эта культура приносит стране 1 млрд долларов.Однако хлопководство – это не только достояние, но и серьезная проблема, доставшаяся в наследство от советских времен. Мечта о превращении пустыни в аграрные земли обернулась кошмаром. Для орошения влаголюбивого растения использовались воды Амударьи и Сырдарьи, основных рек, питающих Аральское море, в результате чего четвертое по величине озеро в мире стало Аральской пустыней, явив пример одной из крупнейших экологических катастроф.
В 2011 году Европейский парламент решил не продлевать договор на поставки текстиля из Узбекистана. Главная причина заключалась в несоответствии производства экологическим стандартам. К парламентариям присоединились международные fashion-ритейлеры и марки, которые резко осудили не только экологическую ситуацию в Узбекистане, но и активное использование детского труда во время сбора урожая хлопка. К осени 2014 года в кампании бойкота участвовали уже более 160 сетей и брендов, в том числе Wal-Mart, H&M, аdidas, Gap, Nike, C&A, Tesco, Burberry, Levi’s, Zara, Marks&Spencer, Victoria’s Secret.
Узбекистан настаивает на том, что Европарламенту для начала следует выработать единые стандарты для оценки производителей хлопка. Вопрос пока находится на стадии рассмотрения.
Тем временем трудности с реализацией главного сырьевого продукта стимулировали развитие локальных предприятий легкой промышленности. Сегодня Узбекистан – одна из немногих стран Центральной Азии, где за последние 10 лет собственное производство одежды увеличилось почти в два раза. Только в двух главных городах страны, Ташкенте и Андижане, выпуском одежды занимается более 150 предприятий. Среди лидеров: Nona Textile Import Export, Habib-Tex, Sibuz, Nurteks, Di-Ixlos, Lovtex, Ertex style, Zaminteks iplik, Lukbo tekstil, Istiqlol dizayn.
Продукции made in Uzbekistan свойственны использование натуральных тканей, выверенных лекал, износоустойчивость, высокое качество и низкая закупочная цена, что привлекает к локальному рынку иностранные компании. В числе первых производственный потенциал Узбекистана открыли итальянцы. К примеру, итало-узбекское предприятие Laura Peri Fashion с 2008 года выпускает одежду под брендами Adora и EMA и располагает ныне обширной клиентской базой байеров в странах бывшего СССР, а также в Европе. Установленное пару лет назад на узбекской фабрике оборудование Vamatex Jakard позволило наладить производство высококачественного жаккардового полотна, отправляемого на экспорт.
Еще один совместный проект – выпуск обуви под маркой Made in Italy – разработан ассоциацией «Узбекчармпойабзали» и Торгово-промышленной палатой «Италия–Узбекистан». Инициатором выступила ассоциация Confartigianato, которая предложила нескольким мануфактурам города Фермо открыть филиалы в Узбекистане. Проведенные итальянскими специалистами маркетинговые исследования показали, что в стране есть не только хорошие условия для производства, но и емкий внутренний рынок для товаров Made in Italy. Ожидается, что итало-узбекское СП ежегодно будет выпускать до 6 млн пар обуви как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Мировое господство по-узбекски
Узбекистан ежегодно расширяет границы экспорта, поставляя изделия легкой промышленности в страны Европы, Америки, Азии и Африки. По данным государственно-акционерной компании «Узбекенгилсаноат», в прошлом году 300 предприятий произвели хлопчатобумажные ткани, трикотаж, одежду, обувь, аксессуары, белье на общую сумму более 2 трлн сумов; на экспорт отправлены fashion-изделия на сумму около 830 млн долларов.Укрепление позиций на зарубежных рынках – важная составляющая развития крупных локальных игроков. Так, узбекский fashion-гигант, группа компаний Uztex, активно сотрудничает с российскими, азиатскими и европейскими сетевыми операторами, в числе которых «Спортмастер», Zolla, Modis, Sela. Несколько месяцев назад компания презентовала новую торговую марку, ориентированную на европейского потребителя, – CheGanzo. Как подчеркнула директор по развитию группы компаний Uztex Виктория Коган, «компания долго и умело шила для других, поэтому совершенно понятно ее желание попробовать себя в качестве игрока на мировом модном рынке».
В 2012 году Uztex присоединилась к международному сообществу производителей, которые используют только экологичные и безопасные материалы, соответствующие требованиям Oeco-Tex Standard 100. Получение международного сертификата существенно расширило экспортный потенциал компании.
Новый многообещающий тренд узбекских производителей одежды – объединение производственных возможностей и запуск конкурентоспособного на западном рынке продукта. Недавно модельеры двух старейших предприятий, «Муборак текстил саноат» и «Сугдиена файз текстил», наладили выпуск мужских костюмов, пальто, пиджаков, брюк, детских курток и других предметов модного гардероба по западным аналогам, но по доступной цене. За последние девять месяцев компания осуществила поставки готовых изделий более чем на 330 млн сумов.
К концу 2015 года в специальной индустриальной зоне «Джизак» при участии китайских инвесторов будет построен гигантский текстильный комплекс по производству модной одежды. Общая стоимость комплекса, по данным «Узбекенгилсанаот», составляет 56 млн долларов. После запуска шесть предприятий будут ежегодно выпускать до 30 млн м2 хлопчатобумажных тканей, 13 тыс. тонн трикотажного полотна, 15 млн единиц швейных и трикотажных изделий. До 80% продукции планируется экспортировать в страны ЕС, а также в Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан. Правительство предлагает небольшим локальным производителям модной одежды объединять мощности и подавать заявки на участие.
Мировые эксперты полагают, что этот по-восточному мудрый тренд может вывести рынок страны на абсолютно новый уровень.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также