298
Утешительные настроения

Автор: Евгений Малышев
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня российский рынок переживает самые драматические изменения с момента его становления в начале 1990-х. В отличие от кризисов 1998 и 2008 годов нынешний коллапс не является мировым – в «структурном тупике» находится именно Россия. И, как уже известно по опыту, fashion-ритейл в ситуации экономического спада первым чувствует сокращение доходов населения и фиксирует падение продаж.
Тревожные настроения, которые обозначились в отечественной индустрии еще в 2013 году, сегодня властвуют уже практически повсеместно, а в некоторых случаях их можно описать и как откровенно депрессивные. Наиболее ощутимы они среди владельцев и топ-менеджеров отдельных магазинов, средних сетей и дистрибьюторов с относительно небольшими оборотами.

Забегая вперед, превалирующее настроение можно охарактеризовать как «утешительное»: опрашиваемые утешают и подбадривают сами себя. «Выстоим», «пережили один кризис, переживем и новый», «премиум-сегмент не просядет», «будет меньше игроков – вырастет спрос у нас» – такие и подобные замечания встречались во многих ответах.
Критерий отбора интервьюируемых: собственник бизнеса или ключевой руководитель, компания состоит не более чем из десяти магазинов.
Павел Коломиец
генеральный директор TEOREMA OFFICE WEAR (9 магазинов в Москве)
Кроме того, будем работать в качестве поставщиков для крупных ритейлеров. Крайне важно ни в коем случае не принимать самое легкое из возможных решений и не сокращать расходы путем экономии на качестве, материалах или закупаемых коллекциях. Это не первый и, увы, не последний кризис в fashion-ритейле. С течением времени понимаешь, что нужно мыслить более длинными временными отрезками, чем несколько месяцев или пара лет. Как бы тяжело сейчас ни было работать, этот кризис тоже окончится, и спрос восстановится».
Анастасия Рязанкина
основатель и генеральный директор компании Russian Fashion Roots,
директор одноименного магазина в ТЦ «Лотте Плаза» (Москва)
директор одноименного магазина в ТЦ «Лотте Плаза» (Москва)

Дмитрий Тимуршин
директор компании FREEDOM TEAMмагазин одежды российских дизайнеров FREEDOM STORE (400 м2) в ТРЦ «Галерея» (Санкт-Петербург)
«В каждой непростой экономической ситуации есть не только негативные, но и позитивные моменты. В нашем случае сложности возникают в связи с повышением себестоимости товара. Цены на производственные ресурсы (ткани, фурнитура) растут, вследствие чего товар дорожает и реализовать его становится труднее.

Еще одна веская причина, по которой мы верим в перемены к лучшему, – качество продукта, который мы продаем. Наш проект FREEDOM STORE при сложившихся обстоятельствах может не только взять удачный старт, но и положительно повлиять на позицию малых марок на рынке в целом».
Анна Волкова
основатель и директор марки Anna Wolf, владелец одноименного шоу-рума и интернет-магазина
«Нам было очень тяжело, так как старт нашей компании пришелся не только на начало июня, когда на рынке обычный спад, но еще и на кризис. Сейчас мы будем искать варианты снижения цен на продукцию при сохранении дизайна и качества. В этом и есть наше будущее. Женщины хотят экономить, но не могут без покупок – в этом их сущность. Позитив я нахожу в постоянной генерации идей, сумасшедших планах, вере в себя и в то, что делаю. Ну и еще меня очень дисциплинирует и не дает расслабиться спорт».
Мария Герасименко
генеральный директор Clever Fashion, управляющая сети розничных магазинов женской и детской одежды«Fashion-ритейл сейчас находится в сложной ситуации. Особенно нелегко тем, кто работает в сегменте «средний – средний плюс», с поставками товара из Европы. С одной стороны, привязка оплаты товара к евро, с другой – зависимость аренды от доллара, с третьей – падение покупательского спроса. Это же происходит и в наших магазинах, с одной поправкой: частичное замещение европейских товаров мы провели заранее. Расскажу, что делаем мы, чтобы пережить непростой 2015 год:
- Проводим замещение европейских товаров продукцией российских, белорусских и турецких производителей. Российские и белорусские поставщики порадовали долгожданными капсульными коллекциями, качеством тканей и размерной сеткой. Турция удивила гибкостью ценовой политики: производители снизили цену в долларах США на 30%.
- Добиваемся снижения арендных ставок: большинство арендодателей готовы пойти навстречу арендаторам.
- Удержание персонала – для нас одна из наиболее важных задач. Мы много вкладываем в сотрудников: проводим регулярное обучение, создаем комфортные условия работы. На данный момент текучка минимальна, важно сохранить ее на прежнем уровне, поэтому мы не стали вводить более жесткую систему мотивации в целях сокращения издержек.
- Стремимся удержать постоянных клиентов: проводим новые акции, балуем исключительным сервисом и теплой эмоциональной атмосферой в магазине».
Александра Калошина
владелец марки аксессуаров Radical chic и студии текстильного дизайна SOLSTUDIO TEXTILE DESIGN
«Единственное, что может действительно спасти предприятие в такой ситуации, – срочная диверсификация бизнеса и поиск средств для вложения в новые направления.

В кризисный момент очень важно иметь полный контроль над всей системой, особенно над продажами, чтобы успевать мгновенно реагировать на изменения рынка. Если опыт окажется положительным – а мы прикладываем к этому все усилия, – то откроем и другие магазины. Кроме того, мы стали активнее развивать направление продажи текстильных дизайнов. Мы вполне оптимистичны. Кризисный момент для менеджера – только проверка сил, решение новых задач, и ничего больше».
Александра Кузьменко
владелец сети монобрендовых бутиков итальянской обуви LORIBLU«Мне как представителю малого fashion-ритейла намного легче переживать период кризиса, чем крупному игроку: у компании нет обязательств ни перед кредиторами, ни перед другими акционерами – ввиду их отсутствия. В данный момент для малого fashion-ритейла открыты возможности, которые раньше приходилось «доставать с трудом»: во-первых, растет количество предложений по аренде новых торговых площадей в Москве и регионах, во-вторых, увеличивается клиентская база.

Константин Топоров, Татьяна Селезнева
представители Sarah Pacini и владельцы одноименного магазина (Москва)
«Кризис дает возможность активного поиска новых путей и тем. Это и новые надежные бренды, и новые формы привлечения клиентов, и возможность перехода в более дорогой сегмент рынка. Мы надеемся на то, что победит разум, и мир придет к сотрудничеству, которое будет другим, но обоюдовыгодным. После спада всегда бывает подъем – это закон экономики, подтвержденный нашим многолетним опытом».
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также