Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Рвется, где тонко

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru

Падение рубля, заметно увеличившее спрос на товары российского производства, дало отечественной легкой промышленности определенное преимущество в конкурентной борьбе. Но существуют препятствия, мешающие развитию российских компаний, и многие из них носят настолько глобальный характер, что преодолеть их в одиночку производители просто не в силах. Одним из таких камней преткновения является острая нехватка кадров в швейном производстве, которая в условиях роста заказов на «сделано в России» и вовсе приобретает формат задачи без решения. Отечественные производители, правда, и не с такими проблемами научились справляться: они рассказали нам о том, где найти и как удержать хорошую швею, что нужно менять в образовательной системе и что они думают об идее создания кластеров легкой промышленности.

sewing_machine (1).jpgРазговоры о том, что в отечественной легкой промышленности сильно ощущается нехватка квалифицированных кадров, кажется, не смолкали никогда. Причин, в том числе небольшие зарплаты и непопулярность рабочих профессий, – множество, однако, возможно, именно сегодня проблема достигла своего дна, оттолкнувшись от которого, как известно, можно выплыть и не утонуть. Ведь спрос на продукцию российского производства все-таки появился, и если отечественные компании не упустят этот шанс, то наступит более позитивный этап в истории отечественной швейной промышленности. Но возможно ли решить одну из ключевых проблем, нехватку кадров, в ближайшие сроки?

«Наша швейная промышленность находится в настоящее время в очень тяжелых условиях, конкурируя с китайскими коллегами: себестоимость производства у нас выше», – говорит Ольга Алешина, генеральный директор Van Cliff. По словам Ольги, хотя среднюю зарплату в российской швейной промышленности, примерно 15–17 тысяч рублей, нельзя назвать высокой, даже это выше стоимости трудовых ресурсов в Азии.

Chapman_factory (1).jpgОднако другой особенностью отечественной швейной промышленности эксперты называют отсутствие соответствующего опыта в пошиве сложных изделий. «С подобной ситуацией мы столкнулись в столице швейного производства России – Иваново. Оказалось, что швей там много, но шьют они в основном простейшие изделия типа постельного белья или дешевый ширпотреб типа ночных сорочек», – делится Сергей Безкоровайный, основатель торговой марки Bezko. Неудивительно, что многие компании решают эту проблему, выбирая производителей в Азии, где рабочая сила значительно дешевле. Однако такой путь в настоящее время связан с рисками скачков курса валюты.

Chapman_factory (2).jpg«Долгое время швейное производство не восстанавливалось из-за отсутствия интереса со стороны заказчиков, ведь существенно выгоднее было сначала просто закупать в Китае, а потом «доросли» и до производства в Китае большими тиражами. Поэтому учебным заведениям пришлось сократить прием на швейные специальности, а малочисленным выпускникам по-прежнему некуда было трудоустраиваться», – размышляет Виктория Ирбаиева, дизайнер собственной одноименной марки одежды.

«Сегодня ситуация изменилась. Компании, которые в 2013–2014 годах отшивали свои коллекции в Китае или закупали коллекции в Европе, ищут альтернативы по размещению заказов в России, – считает Елена Залесская, генеральный директор компании Modnoe Buro. – Им нужны профессионалы, которые хорошо знают рынок российского производства: начальники швейных и обувных цехов, руководители швейных производств, конструкторы и технологи». По ее словам, от них будет требоваться не только организация процесса производства, но также поиск и оценка таких предприятий, работа на давальческих условиях, переговоры по размещению определенной партии или категории товара, закупка оборудования, расчет мощностей и себестоимости продукции, поиск квалифицированных кадров и создание рабочих мест.

sewing_machine (2).jpg«Нехватка линейного персонала с каждым годом ощущается все сильнее. Такие вакансии как портные, швеи и скорняки становятся все более востребованными и по зарплатам могут конкурировать с конструкторами и технологами производств», – говорит Елена.

Однако зарплата швеи напрямую зависит от ее навыков: тут, как говорят эксперты, непрофессионализм виден по результату работы. «Все хотят прийти и сразу получать большую зарплату. А у швеи сдельная работа, оплата труда зависит от опыта и квалификации, так что тут еще надо потрудиться. Здесь уже не создашь видимость работы, сидя за монитором», – говорит Гульнара Бильданова, основатель компании Chobi.

Такой «тернистый» карьерный путь с довольно призрачными перспективами успеха негативно влияет в итоге на всю швейную промышленность. «Швея может получать больше (больше чем 15–17 тысяч рублей. – Ред.) только тогда, когда она становится высококвалифицированным специалистом 4-го разряда, а на формирование навыков уходят годы. Личные способности также играют роль. То есть при сдельной оплате труда новый работник не сможет зарабатывать сразу достойные деньги – это порождает текучку. Но на производстве не нужны только швеи 4-го разряда, там много простых операций, оплата которых довольно низкая. И в этом сегменте также наблюдается большая текучка кадров», – говорит Ольга Алешина.

Утекай

Chapman_factory (4).jpgНевысокий уровень заработной платы и общая непопулярность профессии очевидно влияют на то, что многие предприятия сталкиваются с довольно сильной текучкой кадров. «Эта проблема существует во всех отраслях, и это нормально: таким образом осуществляется ротация и повышение квалификации специалистов в рамках рынка труда, – считает Виктория Ирбаиева. – Для специалистов в Москве уровень текучести до 10–15% в год – здоровая норма, если показатель ниже 5% – это застой. Конечно, когда коллектив состоит из 5–10 человек, то здесь каждый на счету и показатели могут быть другие, но при численности 50–100 человек обновление коллектива на 15–10 человек в год вполне приемлемо и естественно».

Многие производители сходятся в одном: если показатель текучки выше нормы, причины стоит искать в самом предприятии. «С хороших мест люди не уходят. Специалистам приходится искать новую работу в случае, если предприятие закрывается или задерживает зарплату, или не создает хороших условий труда», – говорит Дарья Язвицкая, генеральный директор Lesel.

Chapman (2).jpgВпрочем, некоторые производители полагают, что в швейном производстве на самом деле нет проблемы текучки кадров. «Скорее наоборот, люди здесь подолгу работают на одном месте и не очень любят менять работодателя», – утверждает Сергей Безкоровайный. По его словам, встречаются непостоянные сотрудники, или «бегунки», но это не показатель в целом по отрасли, а черта характера отдельных людей. «Если кто-то сталкивается с этой проблемой, то сложности необходимо искать внутри самого предприятия: низкая или некорректная оплата труда, плохие условия работы, психологический дискомфорт в коллективе», – советует Сергей.

Однако в отрасли, где мотивировать сотрудников с помощью высокого уровня зарплаты совершенно невозможно из соображений рентабельности, приходится использовать другие рычаги. «Эффективный способ увеличения лояльности сотрудников – обеспечение стабильности. При этом речь идет не только о регулярной оплате труда, но и об уверенности в том, что в сложной жизненной ситуации они смогут рассчитывать на помощь руководства», – советует Валерий Зеленов, директор компании Bizzarro.

Годы дефицита

russian_tailor.jpgТекучка кадров – не самый главный вопрос. Основным камнем преткновения все-таки остается проблема нехватки «рабочих рук». «О наличии дефицита можно судить по статистике – количество рабочих мест и количество квалифицированного персонала. Однако и та, и другая цифра сейчас неочевидны по разным причинам, – рассуждает Виктория Ирбаиева. – Во-первых, количество рабочих мест во многом находится «в тени», и это не позволяет на государственном уровне объективно планировать потребность в персонале. Во-вторых, среди квалифицированного персонала много полулегальных специалистов из других стран СНГ». Ее слова подтверждает и Сергей Безкоровайный: «Большая часть квалифицированного и опытного персонала в России – это, к сожалению, приезжие специалисты из Украины, Узбекистана, Казахстана, Молдовы».

Выход из тени, вероятно, помог бы покончить со многими «неразрешимыми» вопросами отечественной легкой промышленности. Не зря эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию в легпроме России с положением дел в Киргизии в 2005 году. Тогда экономика страны была в катастрофическом положении, однако к 2013-му, после изменения налоговой политики, республика явила миру киргизское «швейное чудо», когда легпром буквально за год вырос на 14% и стал четвертой бюджетообразующей отраслью в стране. Локомотивом послужили не новые производства, а вышедшие из тени компании, которым были созданы условия для выгодной легальной работы. Сегодня Киргизия является пятым по объемам импортером легкой промышленности для России после Китая, Турции, Германии и Италии с долей в общем объеме 5%.

sewing.jpgОднако создавать условия для выхода из тени нужно как можно быстрее, ведь другой важной причиной нехватки кадров называют «старение профессии». «В России определенно существует дефицит кадров в сфере швейного производства. Особенно это касается высококвалифицированных портных, которых сейчас катастрофически мало. Такие профессии как портной или швея сейчас «стареют», – говорит Ильшат Сафиуллин, генеральный директор MADYART.

При этом улучшение условий работы не помогает решить эту проблему. Так, по словам Натальи Никитиной, руководителя отдела персонала торговой марки Pompa, средний возраст их портных – 45–55 лет. «Молодежи очень мало. Проблемы текучки кадров как таковой нет, наше руководство старается сделать условия труда для данной категории сотрудников максимально комфортными, регулярно индексируется оплата труда. Но притока молодых сотрудников не наблюдается», – сообщает Наталья.

Эта тенденция влечет за собой масштабные сложности, которые могут повлиять на весь сегмент. «Молодой специалист может стать профессионалом только постепенно, работая бок о бок со старшими опытными сотрудниками. В противном случае «изобретение велосипеда» и неэффективная работа неизбежны. Кстати, в Японии система бесплатного наставничества является важной частью производственного процесса. К сожалению, в швейной промышленности осталось мало специалистов высокого уровня, которые могли бы передать свой опыт», – говорит Ольга Алешина.

rotary-characters.jpgЕе слова подтверждает и Алексей Березин-Берзин, финансовый директор швейной фабрики MuseLab: «Я не знаю, кто воспитывает и учит работать молодых швей после техникумов и институтов. А это нужно делать. Мы редко решаемся на такой подвиг, ведь неопытная швея – это прямой убыток предприятию. У нас в отрасли, к сожалению, не космическая рентабельность. Все очень точно рассчитано. Неопытная швея – это еще и потеря заказчиков», – делится Алексей. По его словам, ситуация могла бы измениться, если бы государство осознало важность этой проблемы и платило бы дотации на «воспитание профессионала».

Однако помогут ли дотации в условиях, когда молодежь в принципе не хочет идти учиться на швей? «Среди молодежи это просто немодно, – считает Ильшат Сафиуллин. – Вот дизайнером, модельером стать – это да, интересно и перспективно». При этом, по словам Елены Залесской, алгоритм карьерного роста для молодых дизайнеров также неочевиден: «Многие выпускники специальности «дизайн одежды» оказываются на рынке труда без работы. Молодежь сталкивается с тем, что приходится либо идти в крупную российскую производственную компанию на рядовую должность «отрисовщик», либо искать инвесторов для продвижения на рынок собственного бренда», – говорит Елена.

При этом производители также недовольны качеством работы молодых дизайнеров: «Одной из сложностей является неадекватная оценка своего труда отечественными дизайнерами. Работать с итальянскими дизайнерами значительно дешевле и эффективнее, что мы и делаем уже много лет. Все переговоры с молодыми, подающими надежды отечественными дизайнерами не увенчались успехом», – рассказывает Валерий Зеленов.

Продолжение статьи «Рвется, где тонко»


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Бег на длинные дистанции. Cмогли ли локальные спортивные бренды заменить ушедших зарубежных игроков?

Ландшафт российского рынка спортивных товаров заметно изменился за последние два года. Разбираемся, есть ли на нем место российским брендам и с какими трудностями им приходится бороться.
5 августа 09:06
3 251

Трек-лист для продаж

Как правильно подобрать фоновую музыку для fashion-розницы.
15 апреля 10:09
3 189

Останется ли обувь на каблуке в жизни современных женщин

Останется ли обувь на каблуке в жизни современных женщин.
31 августа 15:10
18 364

Как модным компаниям защитить свои интеллектуальные права и не нарушить чужие

Как компаниям в сфере модной индустрии защитить свои интеллектуальные права и не нарушить чужие.
9 апреля 14:19
25 123

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент

Как встроить непроданные артикулы в актуальный ассортимент, рассказывает основатель консалтингового агентcтва Kids Fashion Retail Елена Письменская.
4 апреля 22:21
25 187

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию

Продвижение брендов детской одежды: примеры попадания в целевую аудиторию.
19 июня 15:16
19 983

Гид

Giambattista Valli
Французский модный дом со штаб-квартирой в Париже; принадлежит группе Artémis.
Ивашка
Российский производитель детской одежды со штаб-квартирой в Иваново.
Арутюнов Александр
Российский дизайнер, основатель одноименного бренда одежды.
Burberry
Британский люксовый модный дом со штаб-квартирой в Лондоне.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю