Журнал о моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Кейсы адаптации

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru


По итогам обсуждения будущего торговли во время важнейших осенних бизнес-событий, таких как выставка «Оборот», форумы CRM Solutions Days, «Экспорт и инвестиции», можно выделить несколько ключевых трендов в развитии отношений между продавцами и покупателями. Все они так или иначе затронут – и уже затрагивают – fashion-ритейл.

Аналитики и игроки рынка отмечают в числе главных четыре тенденции, которые определяют развитие ритейла и помогают ему адаптироваться к новой реальности: превращение интернет-магазина в маркетплейс; геймификация – размещение меток в магазинах или на улице, которые служат проводниками идеи, имеющей отношение к бренду; пересмотр бизнес-метрик; перезагрузка оргпроцессов, в первую очередь логистики – как складской, так и транспортной.

Маркетплейсомания

Маркетплейс – это по сути превращение интернет-магазина в оптовую площадку, где у каждого желающего предпринимателя появляется возможность открыть свою торговую точку. Идея обеспечить доступ со стороны, чтобы легко и без усилий расширить ассортимент, чрезвычайно соблазнительна для владельцев маркетплейсов. Но в этой модели есть несколько подводных камней.

cases-1.jpg«Прежде всего нужны продвинутые технологии и ИТ-платформы, ресурсы менеджмента и умение жить с маржой 15%», – предупреждает Юлиана Гордон, управляющий директор Aizel.ru. Этот интернет-магазин, ставший в 2016 году маркетплейсом, нашел несколько способов преодоления рисков. 

Для обеспечения технологичности была создана Merchant Administration System (MAS) – она позволяет быстро и просто начать торговлю на Aizel.ru. Бизнес-процессы отслеживаются по SLA-методикам. Чтобы познакомить с ними продавцов, компания сделала специальный гид-руководство. Ключевыми показателями эффективности ритейлеров стали скорость поставки товаров и обновление товарных остатков. 

Все новые продавцы ранжируются по трем категориям в зависимости от маржинальности: A, B и C – используется дифференцированный подход к продвижению каждой из них. 

«Традиционный ритейл не выходит на крупные маркетплейс-площадки, потому что срабатывает менталитет: «эксклюзив – наш». Однако модель revenue sharing (разделение прибыли) может давать рост бизнеса, – полагает Юлиана Гордон. – А главное, в интернете не работают «эксклюзивы», ограничения в правах распространения, рекомендованные розничные цены, географическое ценообразование и другие принципы организации традиционной торговли».

Игровой подход

Многие бренды попытались заимствовать технику игры PokemonGo. Руководитель коммерческой службы «Связной-Трэвел» Андрей Осинцев рассказал, какие сложности могут возникнуть при внедрении игровых механик. «Связной-Трэвел» запустил TravelGo: похоже на «Секретики», в которые играли советские дети – кто-то прятал в земле под стеклом какой-нибудь артефакт, остальные искали. В современном варианте клиент «Связной-Трэвел», пользуясь номером своего заказа (трэвел-меткой), создает трэвел-пойнт («секретик»), а другие участники игры пытаются его обнаружить. Тот, кто находит и активирует метку, получает промокод. Тот, чью метку нашли, – тоже. 

На этапе запуска выяснилось, что, во-первых, следует особо оговаривать: трэвел-метки нужно размещать не виртуально, а физически – в необычных местах. Во-вторых, в местах закладки меток не всегда имелся доступ к интернету – для решения этой проблемы компания разместила на своем сайте предупреждение, чтобы пользователи сначала проверяли устойчивость связи. В-третьих, метки не всегда были качественными – пришлось ввести модерацию. В-четвертых, появилось много фрода, то есть разного рода мошенничества с отправкой результатов закладки и обнаружения меток.

На этапе игры оказалось, что иногда сложно найти метку, поскольку GPS недоступен в web. Решением стала интеграция в мобильные приложения – радар начал показывать трэвел-метки в режиме дополненной реальности. Для этого пользователю достаточно включить камеру смартфона или планшета. Радар намечал и расстояние до меток, а также направление, в котором нужно двигаться, чтобы их найти – с точностью до 3-5 метров. 

cases-2.jpg

Кроме того, участников трудно было мотивировать к игре. Для вовлечения использовались push-напоминания, виртуальные награды и товары, статусы и баллы, все возможности социализации – лайки, комментарии, шаринг. Плюс – номинал промокода увеличивался в зависимости от времени, которое уходило на поиск метки. Максимальная скидка по промокоду составила 5000 рублей, причем и тот, кто закладывал метку, и тот, кто ее находил, получали промокоды одинакового номинала. 

После этого процесс сдвинулся с мертвой точки. Участники стали додумывать условия игры. Одни сочиняли стихотворные описания к трэвел-пойнтам, другие прятали рядом с ними подарки, третьи искали оригинальные способы размещения трэвел-меток (одна из них, например, оказалась на дереве пляжа острова Маврикий). 

«Над чем стоит серьезно задуматься, прежде чем заняться геймификацией: не привыкнет ли клиент пользоваться услугами только при наличии бонуса, не отвлекает ли игра от процесса покупки, не возникнет ли у потребителя разочарование из-за плохих результатов в игре, – советует Андрей Осинцев. – На самом деле запуск очень сложен. Вам одновременно нужны и скорость, и качество исполнения. Если есть только что-то одно, игру вряд ли ждет успех».

Коммерческие результаты TravelGo оказались позитивными – за несколько месяцев были размещены сотни меток, среди участников разыграны промокоды на 400 тыс. руб.

Эффективность маркетинга

Теперь – о кейсах пересмотра бизнес-метрик. Первый: оценка эффективности маркетинга через влияние каждой продажи на суммарную прибыль. У отдела маркетинга бывает много идей по продвижению марки, продукта, компании, но оценка эффективности всех способов привлечь и удержать внимание покупателей не всегда очевидна. Что делать? «Во многих случаях ни выручка, ни прибыль не могут служить оценкой эффективности с точки зрения управления ассортиментом – это особенно верно для магазинов с ограниченным стоком и явно выраженной сезонностью спроса, – считает руководитель направления стратегии и развития продаж Lamoda Сергей Гилев. – Однако с помощью анализа данных можно найти такие показатели, которые покажут реальное влияние маркетинговых акций на продажи». 

cases-3.jpgНеправильно использовать выручку как единственный показатель хорошей работы, потому что доходность товаров может сильно различаться – в маркетинг высокомаржинальных товаров следует вкладывать больше средств. Прибыль тоже нельзя считать единственным критерием эффективности, поскольку в бизнесе с ярко выраженной сезонностью скидок некоторые товары вообще продавать невыгодно. 

Однако все встает на свои места, если изменить фокус. Сергей Гилев делится опытом: «Мы хотим оптимизировать не прибыль от транзакции, а суммарную прибыль компании с учетом остатков (они либо продаются оптом, либо пропадают, либо частично возвращаются поставщикам). Каждая транзакция меняет нашу ожидаемую суммарную прибыль. Например, торговля товаром с большими остатками ближе к концу сезона увеличивает прибыль, продажа со скидкой и без того хорошо идущего товара – уменьшает. Чтобы понимать взаимосвязь, нужно построить модель прогноза суммарной прибыли, которая реализуется с помощью машинного обучения. Дальше через варьирование зависимых переменных, на которые влияет одна продажа, можно определить ее эффект на доходы компании в целом. Мы реализовали эту схему и ввели новый показатель, с помощью которого теперь и оцениваем эффективность маркетинга».

Рекомендательная система

Другой кейс: оценка рекомендательной системы через количество товаров, добавленных в корзину. Необходимость систем, которые советуют покупателю интернет-магазина, посмотревшему, например, несколько пар обуви, подобрать к ним сумочку, вопросов не вызывает. Но содержание рекомендации может быть совсем неочевидным. Для одной покупательницы принципиально важно, чтобы сумочка и обувь совпадали по цвету, а другая хочет, чтобы оба предмета были замшевыми, но разных оттенков. 

Выбор правильной метрики для создания рекомендаций – лишь одна из сложностей. В условиях интернет-магазина среднего размера трудно организовать тестирование (A/A, A/B), не всегда хватает объема покупок, чтобы установить значимые закономерности при подборе комплектов. А увеличить количество единиц товара в среднем чеке очень хочется. Что же делать? 

В московском ЦУМе была внедрена рекомендательная система Yandex Data Factory. Ее эффективность оценивалась по количеству добавленных в корзину вещей. По сравнению с другими системами, запущенными в тот же период, Yandex Data Factory показала результаты выше на 35%.

Исполнительный директор Yandex Data Factory Александр Хайтин советует владельцам интернет-магазинов: «Нужно выбрать целевую метрику, которая реально полезна. Чаще всего это рост продаж. Вслед за этим надо определить индикативную метрику, которая связана с целевой и которую можно измерить достаточно быстро. А дальше решите, на что вы делаете ставку – на «красивость» внедряемого решения или на измеримый результат».

Зона ответственности

Следующий кейс: изменение зон ответственности с целью расширения воронки продаж. Максим Сакиб, руководитель департамента по продажам и развитию электронной коммерции Tele 2, ранее работавший с компаниями «Твое», Sapato и Butik, составил длинный список сложностей, с которыми сталкиваются интернет-магазины. Вот лишь некоторые из них: долгий первый контакт с клиентом; собираемость заказа на складе через ERP-систему; передача заказа в транспортную компанию и своевременное получение статусов от нее; контроль заказов в транзите; возврат денежных средств при безналичной оплате.

cases-7.jpgКак считает Сакиб, к счастью, на каждую трудность приходится как минимум одна возможность от нее избавиться. Например, при безналичной оплате можно использовать систему холда – деньги резервируются до истечения гарантийного двухнедельного срока. А самый простой способ сделать магазин доступнее – корзина без обязательной регистрации и с подсказками. В любом случае работа должна быть системной. «Чтобы избежать самых распространенных проблем с воронкой продаж, нужна хорошо настроенная CRM, строго определенное дерево статусов, полная автоматизация по API (готовому коду) с транспортными компаниями и платежными системами, правила учета остатков и регламент работы с таймингами», – советует Максим Сакиб.

Логистика без склада

В условиях неопределенного спроса самой выгодной моделью для интернет-магазинов была бы работа без склада – есть гарантированный заказ, можно звонить поставщику и договориться, чтобы он сам отправил клиенту пару платьев. Такая модель называется дропшиппинг. У формата прямых поставок есть несколько «но»: сложно настроить обмен данными и поддерживать информацию об актуальных остатках у поставщика, потому что у него могут быть другие системы и принципы учета; онлайн-ритейлера ждет потенциальный конфликт из-за ходовых позиций; у магазина возникают проблемы с масштабируемостью: больше 100 заказов в день означают крах этой системы доставки; у поставщика могут появиться неожиданные скидки для конкурентов, а это означает войну ценообразования; неизбежны постоянные сложности с сочетаемостью клиентской базы и ассортимента.

По сути, эффективность дропшиппинга зависит от правильного выбора поставщика и грамотного налаживания отношений. Своим опытом организации работы без склада для интернет-магазина hautlet.ru поделился совладелец компании «Антигравитация» Константин Попов. Поставщики сравнивались по 22 параметрам, среди которых: наличие фото, описания товара и другого контента для сайта, размер депозита, наличие единых розничных цен, поддержка актуального склада и обмена данными в режиме онлайн, наличие дропшиппинга, наличие фулфилмента. «В идеальном случае у вашего поставщика должны быть сопоставимый масштаб бизнеса, специально выделенные люди в штате для взаимодействия с интернет-магазинами и дропшиппинг, – рассказывает Константин Попов, – а у интернет-магазина – хороший трафик, клиентская база, опыт работы в отрасли, «рифмующийся» ассортимент, собственный оперативный склад». 

Кейсов и способов адаптации к меняющимся условиям много, почти все они неощутимы для клиента и реализуются в самой компании. Если последовательно их внедрять, то есть шанс получить реальное конкурентное преимущество.

cases-6.jpg


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion


tg youtube vk
Подписывайтесь на нас,чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Читайте также

Инновационный крой без бумаги и отходов

Как с помощью ИИ создавать лекала с максимальной точностью и минимальным ущербом для экологии.
18 марта 09:53
8 448

Правила выживания во время шторма: как работать бизнесу в период хаоса

Мария Герасименко, основатель компании Fashion Advisers и онлайн-школы Fashion Advisers School, объясняет, как работать бизнесу в период хаоса.
4 марта 12:20
11 698

Чему и как учиться: экономический ликбез для участников легпрома

Экономический ликбез для игроков рынка легкой промышленности: как искоренить проблему низкой деловой грамотности.
9 января 22:53
17 206

Останется ли обувь на каблуке в жизни современных женщин

Останется ли обувь на каблуке в жизни современных женщин.
31 августа 15:10
20 055

Контент как двигатель продаж. Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа

Зачем и как продвигать бренд одежды через СМИ и собственное медиа.  Эмилия Манвельян, основатель проекта ART FLASH, рассказывает, как контент влияет на узнаваемость марки и продажи новых коллекций.
17 сентября 19:09
31 177

Как найти компромисс между консервативными предпочтениями клиентов-мужчин и необходимостью обновлять ассортимент?

Можно ли найти компромисс между консервативными предпочтениями клиентов-мужчин и необходимостью обновлять ассортимент?
5 июля 19:24
27 911

Гид

Ван Нотен Дрис (van Noten Dries)
Бельгийский дизайнер, основатель одноименного бренда, один из представителей деконструктивизма.
СТОКМАНН
Российская сеть универмагов модных товаров.
Вэнг Александр (Wang Alexander)
Американский дизайнер одежды, основатель бренда Alexander Wang.
Prêt-à-porter (прет-а-порте)
Коллекции одежды, предлагаемые ведущими модными домами для массового производства.
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю