+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Статьи

Свобода творчества

PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть



Культовый петербургский дизайнер, создатель и руководитель собственного одноименного модного дома Татьяна Парфенова успевает выпускать в год по четыре коллекции одежды, создавать товары для дома, участвовать в специальных проектах и даже проводить выставки собственных картин. Мы выяснили, в чем, на ее взгляд, отличие художника от дизайнера, как ей, художнику по образованию, удается справляться с ритмом модной индустрии и при этом не чувствовать себя занятой.

Этой весной прошла очередная выставка ваших работ. Для вас подобный выход за рамки моды объясняется теснотой этих рамок или же другими причинами, например, поиском вдохновения?

Татьяна Парфенова: На последней выставке были не только картины, были и платья, и фотографии. Для меня все это звенья одного творческого процесса. Картины я пишу достаточно редко, но всегда возвращаюсь к этому делу, в среднем цикличность пауз и начинаний в отношении картин составляет где-то пять лет. Я пишу только тогда, когда не писать не могу. В такие моменты происходит какой-то выброс творческой энергии, и я могу создать много работ за короткий промежуток времени. Но потом этот «канал» опять закрывается, иногда на несколько лет, и я не вижу тут ничего страшного. Это не то, чем я живу ежедневно, и не то, с чего я живу.

Тем более, как я уже сказала, написание картин может стать и частью рабочего процесса. Бывали случаи, когда я печатала картины на шелке, а после мы шили из него платья. Мы также делали несколько коллекций с принтами моей графики. Безусловно, всегда лучше иметь самостоятельно созданные рисунки, а не использовать уже имеющиеся принты.

Tatyana-Parfionova-3-2.jpgСегодня модная индустрия подчинена очень быстрому графику. Постоянный выпуск коллекций непрост для дизайнеров. Учитывая, что у вас много проектов, как вам удается управлять всем этим творческим процессом, находить силы и вдохновение?

Татьяна Парфенова: Это на самом деле совершенно не тяжело. Мне кажется, что трудно, когда у тебя нет работы. Если ты художник, то совершенно точно тяжелее не работать, чем работать. Когда есть потребность высказаться, а слушать никто не хочет, – это ужасно. Невостребованные творцы часто погружаются в такое депрессивное состояние, из которого очень сложно выбраться. А противоположная ситуация на практике никого нисколько не тяготит, и справляться с ней довольно легко.

За более чем двадцать лет работы у вас ни разу не случалось профессионального выгорания? Бывали ли моменты, когда ритм создания коллекций не позволял сформироваться идее следующей коллекции?

Татьяна Парфенова: Мне кажется этот график нормальным и даже удобным. Одна коллекция рождает следующую и так далее. Ты просто делаешь коллекцию, которая или как-то спорит с предыдущей, либо, напротив – продолжает. И нет, у меня никогда не было такого, чтобы для следующей коллекции не было идей, которые можно было бы развить, додумать. Я такого даже не понимаю, мне процесс создания коллекций кажется очень органичным, естественным.

Вы известны как гиперперфекционист. Модный дом – это организм, в котором каждый работник вносит свой вклад. Насколько тяжело вам дается делегирование полномочий?

Татьяна Парфенова: Пожалуй, я не очень многое и делегирую. У меня есть один ассистент, к которому я очень хорошо отношусь, он помогает, но не подменяет при этом меня как дизайнера. Я пока еще работаю самостоятельно. Возможно, я бы и рада была делегировать, но для этого нужно нанять для дизайна людей, которые готовы продолжать и развивать дело в том же направлении, как его вижу я, и при этом обеспечить возможность беззаботному творчеству. Под этим я подразумеваю, чтобы у работника не было бы необходимости беспокоиться о том, на что купить питание, где взять деньги на какие-то ежедневные нужды. Тогда креатив расцветает, а поставленным задачам отдается максимум внимания. И если у человека есть какие-то рамки, в которых он может работать, собственная зона ответственности, то в этих рамках должно быть предоставлено максимальное счастье. Я считаю, что это идеальный вариант, к которому нужно стремиться, нанимая сотрудников.

Tatyana-Parfionova-1.jpgНо предоставить «максимальное счастье» для всех сотрудников не так-то просто. Сколько человек сегодня работает в модном доме?

Татьяна Парфенова: Более 40 человек. Дело в том, что они отдают свою работу, творчество, и это абсолютно взаимовыгодный процесс, интересный обеим сторонам.

В одном из своих интервью вы говорили о том, что сегодня существуют две профессии – художник и дизайнер. Первый создает наряды для избранных, в то время как второй придумывает одежду для масс-маркета. В таком определении кажется, что дизайнер просто повторяет за художником. Подразумевали ли вы это?

Татьяна Парфенова: В моем видении дизайнер в большей степени заботится о функциональности, комфорте и пользе. Внешний вид, конечно, для него тоже важен, но он значительно зависит от максимально возможного комфорта, к которому стремится дизайнер. Созданные таким образом изделия должны быть логичны, хорошо спроектированы, экономичны и обладать еще множеством других положительных качеств. Пример подобной вещи – эргономичный пластиковый стол, который способен стоять в любом доме, в том числе и во дворце. Или же платье, в котором можно появиться где угодно, при этом женщине в нем будет комфортно, она будет чувствовать себя счастливой. В свою очередь художник – очень эмоциональная профессия, и вещи у него получаются такими же. Они могут быть перегруженными, многословными, но при этом очень выразительными. Сегодня, мне кажется, происходит процесс деления, и из этих направлений вырастают совершенно разные профессии.

А вы себя относите к дизайнерам или художникам?

Татьяна Парфенова: Трудно сказать. Зависит от поставленной задачи. Если мне нужно создать декоративную вещь, то я могу заниматься художественной составляющей, но если же речь идет о создании удобных форм, то я также могу переквалифицироваться и в дизайнера. Пока еще внутри себя я «не разделилась» и уже, наверное, этого не произойдет. По крайней мере, по моим собственным ощущениям, и художник, и дизайнер во мне уживаются именно в той степени, которая необходима, чтобы я могла быть собой довольна и могла самореализоваться.

Tatyana-Parfionova-2.jpgВы говорили о том, что женщина должна чувствовать себя счастливой в наряде дизайнера. Как предугадать это и насколько важной вам кажется эта цель?

Татьяна Парфенова: Думаю, что сегодня эта цель превратилась в очень прагматичную и зависимую от слов маркетологов концепцию. Во многих fashion-компаниях именно они, маркетологи, приходят и диктуют дизайнерам, что делать. Конечно, они основываются на реальных данных изучения рынка, мнениях фокус-групп и прочих исследованиях. Мы, как авторский модный дом, можем позволить себе действовать иначе и рисковать. А будут ли рисковать те люди, которые кредитованы чужими деньгами, зависят от продаж на арендованных торговых площадках в торговых центрах и отшивают коллекции тысячными тиражами в Азии? Им приходится просчитывать все. Мы же можем не считать так скрупулезно, так как рискуем только собственными деньгами и оттого имеем значительно больше свободы.

Я не считаю, что нужно стараться как гигантская рыба раскрыть рот, чтобы поглотить весь мир: не надо постоянно пытаться стать больше. Стоит стремиться стать лучше, а это не всегда предполагает всемирный охват. Если кому-то нужен подобный масштаб, ради бога. Но, думаю, именно меня подобное стремление могло бы убить как художника. Везде нужны баланс и равновесие.

Несмотря на то, что ваш модный дом остается авторским, вы создаете множество линий: ready-to-wear, home-коллекцию…

Татьяна Парфенова: Это все порождение кризиса – взаимодополняющие и взаимовыручающие друг друга линии. Их появление совершенно закономерно и не влияет на творческий процесс. Скорее даже помогает ему: когда появляется новая идея, возникает возможность воплотить ее по-разному.

Tatyana-Parfionova-4.jpgНо сложно ли управлять таким количеством проектов?

Татьяна Парфенова: Нет, с этим проблем не возникает. У нас как-то ненавязчиво все происходит, нет сложности в том, чтобы начать коллекцию и завершить ее. Дом не встает с ног на голову, чтобы что-то сделать. Все происходит очень естественно и просто, каждый сотрудник выполняет свою часть работы и зачастую больше функций, чем мне известно. Конструкторы конструируют лучше, чем я, портные шьют лучше меня, и бухгалтер считает лучше меня. Да, модный дом – авторский, но такой симбиоз позволяет организовать слаженную работу.

Как вы думаете, в чем причина подобного спокойного ритма работы? Это норма для авторского дома, влияние атмосферы Санкт-Петербурга или же вашего характера?

Татьяна Парфенова: Возможно, во мне на самом деле нет какого-то стремления сделать вид, что я очень занята, много работаю и еле-еле все успеваю. Я никогда не делаю ничего лишнего, чтобы хоть как-то заполнить время. Я способна полдня пролежать, глядя в потолок, потому что думать можно лежа, сидя, во сне – как угодно. Чтобы быть эффективной, мне необязательно сидеть за столом с карандашом в руке. Я могу с вами разговаривать и находить идеи, придумывать варианты их воплощения. Творчество – непрекращающийся процесс, но хочу сказать, что я достаточно свободный человек, живу размеренно и спокойно.


Беседовала Анастасия Ворошкевич

Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний