Журнал и портал о моде для профессионалов
Вход| Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Новый старый ЦУМ

Новый старый ЦУМ
01.10.2015 Просмотров: 4770

Наталья Осинцева

генеральный директор ОАО «Тюменский ЦУМ»


В 2003 году в истории «Тюменского ЦУМа» начался новый этап – на пост генерального директора пришла Наталья Иосифовна Осинцева. За короткий срок ей удалось из типового советского универмага сделать современный торговый комплекс. При этом ЦУМ остается доступным для всех категорий потребителей и предлагает не только зарубежные премиальные бренды, но и товары отечественного производства. О новой жизни старого универмага рассказала генеральный директор ОАО «Тюменский ЦУМ» Наталья Осинцева.

Tsum_Tumen.jpgНаталья Иосифовна, ваш роман с «Тюменским ЦУМом» начался на самом деле очень давно. Расскажите, как удалось подняться с нижних ступенек карьерной лестницы до поста генерального директора?

Наталья Осинцева:
Да, моя трудовая деятельность в Тюменском универмаге началась в 1974 году. Можно сказать, что ЦУМ –это историческое предприятие, и я тоже теперь часть его истории. За 41 год работы здесь пришлось попробовать все, а при необходимости – изучить, вникнуть, чтобы получилось. Начинала с торгового зала – работала заместителем заведующей секции «Сорочки». Боевым крещением стало выступление на комсомольском собрании, и уже в 1975 году я перешла на комсомольскую работу, освобожденным секретарем комсомольской организации Тюменского универмага, а затем стала председателем профкома. На все про все ушло 10 лет – замечательных, неповторимых – это моя вторая школа.

Tsum_histor_build.jpgВ 28 лет меня назначили начальником торгового отдела, а в 33 – первым заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. В эти годы я приобрела громадный практический опыт, столкнувшись с линейно-функциональной системой управления, с дефицитом товаров, с советской торговлей, которая была и остается барометром экономики. Поэтому все проблемы и задачи мне были понятны сразу после перестройки – была знакома с ними не понаслышке.

В 2003-м вы стали генеральным директором «Тюменского ЦУМа». Что изменилось в его работе?

Наталья Осинцева: Время требовало серьезных перемен, уже было непрестижно относиться к пяти типовым универмагам России. Приоритетом стала реконструкция существующего здания. Ровно за год, не закрываясь, мы построили еще один универмаг с современным фасадом, вписывающимся в общую архитектуру города, в центре деловой Тюмени и вблизи от пешеходного бульвара. При этом площадь ЦУМа возросла с 10 000 м2 до 20 000 м2. Подстегивала к развитию и возрастающая конкуренция.

Pavilion_Luisa_Spagnoli.jpgНачиная с 2005 года, несмотря на то что Тюмень не миллионник, стали активно открываться новые торговые центры площадью более 100 000 м2, с качественным сервисом и удобными парковками. В том же 2005 году на архитектурном совете области были утверждены три этапа развития существующего ЦУМа: реконструкция здания, строительство многофункционального бизнес-центра и парковки.

Строительство большого современного паркинга – это серьезный шаг даже для столичных торговых центров...

pierre_cardin.jpgНаталья Осинцева: Я понимала, что строительство парковки для нас приоритетно. Наличие всего 50 парковочных мест не отвечало потребностям покупателей ЦУМа. Поэтому было принято решение о строительстве паркинга площадью 16 000 м2 на 350 мест. Из-за ограниченности земельного участка он должен был возвыситься на 7 этажей, плюс еще два подземных.

Правда, кризис 2008-го чуть не похоронил проект: планы разрушились, инвесторы решили сменить направление работы. Два года мы пытались спасти проект и в 2010 году с помощью инвесторов и заемных средств все-таки начали строительство, приняв при этом участие в городской программе «Антипробка».

В сентябре 2012-го парковка заработала, и теперь она вызывает у нас чувство гордости. Паркинг оснащен современной автоматизированной системой, позволяющей клиенту максимально удобно и безопасно оставлять свой автомобиль в надежном месте. А на цокольном этаже расположилась известная продовольственная сеть «Перекресток».

Что еще изменилось в универмаге?

Наталья Осинцева: В сентябре 2009 года, попав на торговый форум при Институте Адама Смита, я поняла, что следующим этапом развития должна стать ERP-система (система управления ресурсами компании. – Ред.). Для решения этой задачи была приглашена компания «Корус Консалтинг», внедрившая подходящую нам систему на базе Microsoft Dynamics AX 2009. Этой цели достигли за счет заработанных средств. При этом заключили договор с рассрочкой платежа.

TSUM_web.jpgВ 2014 году произошел ребрендинг ЦУМа и его сайта. В чем он заключался?

Наталья Осинцева: Стремительно возрастающая конкуренция нивелировала те преимущества, которые у нас были раньше. У ЦУМа хороший формат, это семейный магазин с универсальным ассортиментом, но экономика и покупательский трафик оставляли желать лучшего. В этой ситуации нельзя было оставаться статистом, требовались новые инструменты. Необходимость ребрендинга стала очевидна – начиная с логотипа и заканчивая новыми планировочными решениями и зонированием. Для разработки новой концепции «Тюменского ЦУМа» были собраны аналитические данные, проведены маркетинговые исследования. Для всей работы потребовалось два года – с 2012 по 2014-й.

Что оказалось самым сложным?

Наталья Осинцева: Сложнее всего мне было согласиться на новый логотип. Представляете, 60 лет у ЦУМа был фирменный торговый знак, и вдруг его поменяли. Честно скажу, решение далось мне непросто, пришлось долго убеждать, но моему окружению это удалось!

Тяжело было и с сайтом. В советское время информационным технологиям не учили, я из того поколения: все умею, а с компьютером только на вы. Но понимала, что отсутствие сайта – это огромное упущение. Помогли партнеры из Петербурга – прислали специалистов, они работали полгода и дали отличный результат.

Что представляет собой универмаг сегодня?

Наталья Осинцева: ЦУМ работает по двум направлениям: собственный бизнес и арендная составляющая. Честно скажу, что собственный бизнес вести непросто: мы сохранили в ассортиментной линейке одежду. 

Pavilion_Stefanel_Premium_Fashion_2.jpgОткрыли салоны модной одежды. Это сочетание среднего сегмента со средним плюс, а также премиальный салон с известными итальянскими и французскими марками: Gerard Darel, Stizzoli, Elena Miro, Luisa Spagnoli. Важное место в структуре универмага занимает салон «Европейская мода», с открытыми корнерами с женским и мужским ассортиментом: Gerry Weber, Betty Barclay, Brax, Steilmann, Vanilia, Pierre Cardin, Digel, Olymp, Bugatti – все продается по принципу оpen space, магазин в магазине. Также сохранили в ассортименте товары для дома, сувениры, подарки, салон детской моды.

Rive_Gauche.jpg
Что касается якорных арендаторов, то в их числе сети «Рив Гош» и DNS, торговые марки WoolStreet, Concept, MadyArt, салоны Pandora и Sinlight, Francesco Donni и Vitacci. ЦУМ по-прежнему остается главным магазином, куда люди идут за покупками, учитывая надежность и качество товаров и услуг. Покупательский трафик остается стабильным.

На другие универмаги ориентируетесь?

Наталья Осинцева: Хочется быть похожими, пусть чуть-чуть, на западные универмаги, например, KaDeWe – в июле побывали в Берлине, я просто заболела их сервисом. Поэтому на достигнутом мы не останавливаемся. Продолжаем работу по зонированию, привлекаем известные бренды, вместе с коллективом начали работу по совершенствованию бизнес-модели, процессов, а также организационной структуры нашего дивизиона. Но проблем меньше не становится. А как по-другому? Отношусь к этому очень спокойно.

Какое место вы отводите отечественному производителю?

TSUM_night.jpgНаталья Осинцева: Удручает, что в Тюмени не стало фабрик одежды, модельной обуви, овчинно-меховой фабрики, камвольно-суконного комбината. Все ведь было, но это отдельная тема… Когда мы занимались зонированием ЦУМа, под ликвидацию попала секция товаров отечественного производства. Но комсомольская, партийная совесть не позволила мне закрыть ее: что скажут ветераны поколений про Осинцеву? Так родилась идея открыть на третьем этаже салон «СССР – Создай Свой Стиль Реально». Здесь даже торговое оборудование выполнено в виде красного знамени, везде серп и молот, знак качества и другая советская символика.

Коммерсанты четко ведут статистику по отечественным производителям. Разные группы товаров – разный процент. В среднем 40%, где-то больше, где-то меньше. Легкая промышленность в нашей стране вызывает тревогу, отрасль надо срочно восстанавливать – это приоритет! Хотя несколько поставщиков сохранилось.

Например, псковская швейная фабрика «Славянка» – молодцы. Очень конкурентоспособны у них мужские костюмы, школьная форма для мальчиков, павловопосадские платки. Еще есть Верещагинский трикотаж, фабрика «Силуэт», Ишимбайская трикотажная фабрика. Примеры есть, почему другие не пошли таким путем?

Premium_Fashion.jpgЕсть ли своя специфика у ритейла вашего региона?

Наталья Осинцева: Специфика региональной торговли всегда присутствовала, и связана она с покупательской способностью, с климатическими условиями, градообразующими предприятиями, в конце концов, с расстоянием. Хочу сказать, заказы московского и петербургского универмагов отличаются от сибирских – как по моделям, так и по количеству. В Сибири одежда должна соответствовать резко континентальному климату. В Тюмени продается немало одежды классического направления.

Вы состоите в Ассоциации российских универмагов (АРУ), она как-то влияет на отрасль?

Pavilion_Moda_v_detalyah_TSUM.jpgНаталья Осинцева: В настоящее время в ритейле проблем много, а боремся с ними в одиночку! Да, есть АРУ, я была одной из участниц заседания, когда в Виннице было принято решение о создании АРУ. Ассоциация решала много задач, в начале перестройки Евгений Студеникин, ее президент, без конца собирал членов АРУ, вырабатывалась программа действий. Очень тесно работала АРУ с Министерством торговли. Сегодня даже нет органа управления на государственном уровне. Это была одна из серьезных ошибок.

Время жестко диктует создание новых необходимых структур, одной из них, надеюсь, может стать Русская ассоциация fashion-индустрии. Я всегда позитивно отношусь ко всем нововведениям, которые помогают сплотиться. Сегодня каждый из участников индустрии моды существует сам по себе. А сила как раз в единении.

Как ваш универмаг пережил зимнюю встряску? Заглядывать вперед – дело неблагодарное, конечно… И все же, какие планы строите на ближайшее будущее?

Наталья Осинцева: К кризисам я привыкла, пережила на собственной практике не один. В кризис важно не расписаться в своем бессилии, всегда есть пути выживания и оптимизации.

Pavilion_Baldinini.jpgСнижение продаж коснулось и нас, зиму переживали по-разному: затянули пояса, приостановили серьезные нововведения. Политика была направлена на оптимизацию затрат и увеличение сервиса для наших покупателей. Большую роль сыграла команда единомышленников. А вперед заглядывать – это дело конструктивное. У кого нет плана – нет и цели. Как же жить без стремления добиваться цели?

Лично я готова уже сейчас приступить к третьей очереди реконструкции ЦУМа – начать разработку проекта многофункционального комплекса. Все дело за инвесторами!


Беседовала Оксана Пиккель


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений