Не догнать, но перегнать
Вечер. Прежде чем пойти спать, человек включает текстильный принтер, засыпает в него специальные гранулы, выбирает, в какой одежде он хочет пойти утром на работу, и нажимает «старт». На следующий день он получает готовый комплект, выполненный по индивидуальным меркам.
Такое будущее рисуют нам эксперты FashionNet в рамках Национальной технологической инициативы. Если говорить просто, FashionNet – это перезагрузка отечественного рынка моды, направленная на развитие технологий и «умных» вещей. Швейные роботы, современные технологичные ткани, мобильные приложения и сервисы, носимые устройства, автоматизация производства – это все FashionNet. Звучит красиво, но зачем перезагружать то, что у нас еще толком не работает? «Нам не стоит пытаться догнать ушедшую вперед индустрию моды других стран, – отвечает исполнительный директор Российской палаты моды Александр Шумский. – Мы должны сформировать новую концепцию, которая поможет расти и развиваться нашим брендам, а затем имплементировать ее на рынок, буквально навязать ее рынку».
Другими словами – зачем пытаться заскочить в уходящий поезд, если можно стать локомотивом другого? Разработчики FashionNet предлагают российской индустрии совершить скачок за счет инноваций и прорывных технологий, а также благодаря объединению усилий с учеными, программистами, инженерами.
На первый взгляд, идея фантастическая и даже утопическая: российский легпром с трудом, неторопливо возрождается из пепла, а в сторону высоких технологий если и поглядывает, то только исподлобья и со вздохом. С другой стороны, FashionNet – та область, которая только зарождается во всем мире, и мы имеем реальные шансы стать ее передовиками – в робототехнике и программировании умов в России хватает.
Этой весной основательница Buro 24/7 Мирослава Дума запустила проект Fashion Tech Lab – гибрид венчурного фонда, акселератора и экспериментальной лаборатории. Его задача – разрабатывать и внедрять новые технологии для индустрии моды: инновационные материалы и способы обработки волокон, биотехнологии, наноразработки, носимые устройства. Компания уже инвестировала $50 млн в проекты Diamond Foundry и Orange Fiber, изучающие новые способы производства экологически чистых материалов – искусственных алмазов и тканей из апельсиновых корок.
Еще один двигатель мирового FashionNet – французский люксовый концерн LVMH. В июне компания второй раз открыла лабораторию L’Atelier LVMH на площадке выставки Viva Technology. Из 500 кандидатов она отобрала 32 наиболее перспективных и интересных стартапа в сфере технологий для легпрома и ритейла. Так, технология LOOMIA позволяет создавать смарт-ткани, Woodoo перерабатывает древесину на молекулярном уровне, превращая ее в материал с высокой производительностью, а Cappasity создает 3D-изображения товаров для интернет-магазинов. Победителем конкурса стартапов LVMH Innovation Award стал Heuritech – виртуальный детектор, позволяющий определять предпочтения потребителей.
Активно экспериментирует с новыми технологиями и Amazon – пока больше в области ритейла (чего только стоит доставка заказов с помощью дронов и парашютов), но в будущем стоит ждать от компании побед и на модном фронте, недаром ритейлер заявляет о своих амбициях в области fashion. Amazon уже получил патент на склады с функцией быстрого пошива одежды на заказ и явно не собирается на этом останавливаться.
Пока перспективы российского FashionNet довольно туманны, но они обретут более четкие очертания после разработки дорожной карты, которой занимаются АСИ и Российская палата моды. Организации приглашают к диалогу всю российскую индустрию, чтобы вместе решить, куда ей двигаться дальше. В работу уже активно включилась Ивановская область, заинтересованная в выходе на глобальный рынок FashionNet. Если в 2017 году его объем составляет $0,1 трлн, то в 2035 году, по прогнозам АСИ, он достигнет $2,8 трлн – почти половину всего мирового рынка одежды, обуви и аксессуаров. Согласитесь, тут уже есть о чем задуматься.