Онлайн-ритейлеры продолжают увеличивать число складских помещений
CBRE, международная консалтинговая компания в области недвижимости, проанализировала рынок конечных потребителей складской недвижимости в Московской области – по итогам 2019 года доля ритейлеров среди конечных потребителей складской недвижимости в Московской области увеличилась до 31%, составив 3,6 млн кв. м. При этом доля онлайн ритейла, показывающего рост последние 2 года, всё еще не превышает 6% в общем объёме складского рынка класса А. Суммарно с 2013 года по настоящее время занимаемая онлайн-ритейлерами площадь складов выросла со 180 000 кв. м до 700 000 кв. м в 2019 году.
Безусловным лидером в структуре используемых складов по товарным группам являются продуктовые сети. Занимаемые продуктовым ритейлом площади за 6 лет увеличились в 2,3 раза. Прирост занимаемых этим сегментом площадей составил 1 млн. кв. м. Положительная динамика обусловлена ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения (в 2019 году доля расходов москвичей на продукты для домашнего питания составила 26,8%, тогда как в 2013 он составлял 20,8%), а также переход крупных продуктовых сетей, прежде арендовавших складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение (не менее 25% прироста площадей за рассматриваемый период или около 550 тыс. кв. м). Среднегодовой темп роста в сегменте составил 16,3%.
Вторыми в структуре занимаемых складских помещений
На третьем месте в структуре занимаемых складских площадей находятся дистрибьютеры с 15% (1,8 млн. кв. м). Среднегодовой прирост в сегменте оценивается на уровне 12,1%. Основу прироста площадей в этой категории сформировали компании, которые впервые брали складские площади класса, А в Подмосковье под собственные нужды — 63% всех площадей дистрибьютеров на конец 1П 2019). Заметно нарастили свою долю компании, работающие с автозапчастями. Сегмент бытовой техники и электроники, напротив, рос медленно, отражая негативные тренды в розничных продажах этой товарной группы и заметно сократил свою долю площадей.
Замыкают четвёрку основных потребителей складов производители, повысившие качество занимаемых ими складов (12% или 1,4 млн кв. м). Среднегодовой рост в сегменте находится на уровне 15,3%. Среди производителей самыми крупными игроками стали такие сегменты, как продукты питания, товары народного потребления и производители автокомпонентов.
«Несмотря на небольшую долю онлайн ритейла в структуре занимаемых складских помещений (6%), этот сегмент является самым быстрорастущим, — говорит Антон Алябьев, старший директор, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости, CBRE. — Среднегодовой рост в сегменте оценивается на уровне 25%. Такой темп роста обеспечивается активным развитием