О моде для профессионалов
+7 (495) 128-30-20
info@profashion.ru
Бизнес / Финансы

Бизнес в Германии

Бизнес-план, правовая форма, регистрация фирмы — что надо знать об открытии компании в Германии
PROfashion - фотографии/фото/картинки PROfashion.ru
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть

Открыть свое дело в Германии – так ли просто это сделать? Чем иностранные инвесторы могут быть интересны для экономики этой страны и насколько велики их шансы на немецком рынке?

Быть другими

Среднестатистическая немецкая семья тратит на покупки одежды около 10% дохода ежемесячно. По данным института экономических исследований DIW Berlin, основную группу потребителей в Германии составляет средний класс, со средним уровнем дохода 1890 евро за вычетом всех налогов. Как считает руководитель департамента цифровых технологий и сервиса Germany Trade & Invest Надин Личфилд, немецкий рынок интересен и перспективен для выхода новичков, но в то же время его очень тяжело завоевать. «Для достижения успеха в Германии fashion-компания должна выделяться, быть „лучше, чем другие“ или восприниматься клиентами как „более выгодная“, — комментирует Надин Личфилд. — Успех зависит не от страны происхождения бренда, а от характеристик предлагаемого продукта и целевой аудитории, на которую компания ориентируется. Очень важно найти свою нишу и предложить клиентам какой-то особенный сервис, отличающийся от конкурентов. Почти во всех крупных городах Германии есть „русское сообщество“, которое, вероятно, знает российские бренды и хотело бы покупать их продукты здесь. Это могло бы послужить хорошим стартом для выхода на немецкий рынок. Однако успех предприятия сильно зависит от выбранной стратегии».

Найти регион

Как считают опрошенные мной эксперты, наиболее привлекательным для иностранного инвестора регионом может стать Северный Рейн-Вестфалия (нем. NRW). Сюда направляется больше всего прямых вложений из-за рубежа, чем в любую другую федеральную землю. Северный Рейн-Вестфалия занимает первое место по численности иностранных граждан. По информации агентства экономического развития NRW.INVEST, в радиусе 500 км от столицы Дюссельдорф проживают более 160 млн человек с общей покупательной способностью в 3 587 277 млн евро. Никакая другая метрополия в Европе не имеет таких показателей.

Разработать бизнес-план

Бизнес-план — основа для открытия своего дела в Германии. Без него нет смысла обращаться в соответствующие структуры за получением допуска к предпринимательской деятельности — таковая в Германии свободно позволяется гражданам своей страны, а также Евросоюза и Европейской экономической зоны. Всем остальным требуется специальное разрешение.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как управляющим лицом, так и законным представителем фирмы. § 21 «Закона о пребывании, трудовой деятельности и интеграции иностранцев в ФРГ» (нем. Aufenthaltsgesetz) определяет следующие основные условия для запуска бизнеса: существует потребность или экономическая заинтересованность в данной деятельности в регионе ее осуществления; ожидается положительное влияние данной деятельности на экономику; финансирование деятельности осуществляется за счет собственных средств предпринимателя или кредитования.

Для осуществления оценки бизнеса и возможности получить разрешение необходимо предоставить в Торгово-промышленную палату (нем. IHK — Industrie- und Handelskammer) города, в котором планируется открыть дело, реалистичный бизнес-план с подробным описанием стратегии, прогнозом доходов и расходов. К основным разделам относится информация о владельце, его опыте ведения бизнеса, размере инвестиций, источниках финансирования, возможном влиянии на экономику региона, а также план капиталовложений, исследование рынка, анализ конкуренции и маркетинговая стратегия.

Для наиболее детального изучения рынка и оценки конкуренции можно запросить в Торгово-промышленной палате список компаний конкретного региона или города. Стоимость данной услуги составляет от 10 до 40 евро, в зависимости от объема запрашиваемой информации.

berlin-820.jpg

Выбрать правовую форму

Законодательство Германии предлагает на выбор более десяти организационно-правовых форм, большая часть которых возможна только для проживающих в Германии. По мнению основателя консалтингового агентства Grebennikov Business Relocation Germany Александра Гребенникова, общество с ограниченной ответственностью (нем. GmbH) — самый подходящий вариант для иностранных предпринимателей. «Однако один из недостатков GmbH — относительно высокий уставной капитал, 25 000 евро, из которого нужно внести как минимум половину, — отмечает Гребенников. — Также существует „суженный“ вариант GmbH — общество предпринимателя (нем. UG или Unternehmergesellschaft), именуемое также мини-GmbH или „одноевровое“ GmbH. Одним из главных достоинств является размер уставного капитала — от 1 евро (до 24 999 евро). Но открытие бизнеса в Германии в форме UG может создать предпринимателям определенные ограничения. Если у вас магазин и вы зависите от поставщиков, то при выборе правовой формы мини-GmbH могут возникнуть серьезные проблемы при совершении сделок, в случае, если поставщик потребует стопроцентную предоплату». Александр Гребенников обращает внимание на то, что в Германии и ЕС нормальной считается оплата товара или услуги в течение 14–30 дней после их получения. Поставщики достаточно спокойно идут на такую отсрочку, если работают с GmbH. В случае же с UG, вероятнее всего, поставщик потребует предоплату. «Или же представьте себе ситуацию, что вы являетесь посредником при прохождении крупной сделки, ваш клиент абсолютно надежен, но не намерен платить вперед, а ваш поставщик, увидев, что вы владелец UG, требует стопроцентную предоплату. У вас возникает серьезная проблема финансирования сделки, — уточняет эксперт. — В описанных случаях надежность клиента имеет большое значение, и очевидно, что для поставщика фирма с крупным уставным капиталом представляется более надежной, чем с капиталом в один евро».

Г-н Гребенников также добавляет, что если предприниматель рассматривает открытие фирмы в Германии как средство для бизнес-иммиграции, то UG скорее создаст проблемы, чем поможет в достижении цели. «При иммиграции в качестве владельца бизнеса § 21 „Закона о пребывании…“, с одной стороны, не определяет правовой формы предприятия, с другой — сообщает, что, в том числе, оценка предпосылок для предоставления разрешения на пребывание основывается на величине уставного капитала. Таким образом, для принятия чиновниками положительного решения GmbH предпочтительнее UG», — поясняет эксперт.

За более подробной информацией о выборе правовой формы можно обратиться в российское представительство Germany Trade & Invest. Это агентство оказывает поддержку международным компаниям, которые хотели бы открыть филиал в Германии, предоставляет им соответствующие рыночные данные, а также информацию о юридических и налоговых аспектах.

Зарегистрировать компанию

Регистрация компании всегда происходит у нотариуса. Пошлина за регистрацию фирмы в Германии составляет около 600 евро, пошлина в муниципалитет и за внесение в Торговый реестр — около 300 евро. Для открытия бизнеса необходимы следующие данные учредителей и генерального директора: имя, адрес прописки, дата рождения, семейное положение. В случае нескольких учредителей при регистрации компании достаточно присутствие только одного из них. Остальные могут сделать это по доверенности.

Необходимо также указать размер долей учредителей, предоставить устав и описание деятельности компании.

Гражданство и место проживания учредителей, а также генерального директора не имеют значения. Но юридический адрес компании должен обязательно находиться в Германии. На первые 6 месяцев допустимо указывать адрес агентства, которое помогает регистрировать компанию в стране. Нотариальное заверение регистрации компании происходит следующим образом: нотариус читает вслух устав будущей компании, а также все остальные документы. Переводчик переводит все, что произносит нотариус, на русский язык. Только после того как прочитаны и переведены все документы, их подписывают учредители, гендиректор, переводчик и нотариус. В среднем процедура занимает один час.

В случае, если осуществлять регистрацию компании планируется своими силами, без участия консалтингового агентства, то нотариуса можно выбирать самостоятельно, в том числе русскоязычного. Но может возникнуть проблема: таких в Германии не слишком много, и в большинстве случаев они находятся в небольших городах, поэтому оформление с переводчиком чаще всего самый оптимальный вариант.

kugelhaus-dresden-820.jpg

Открыть счет

После получения нотариально заверенной копии о регистрации компании в Германии необходимо открыть счет в банке на юридическое лицо. Выбирая банк, желательно учитывать, много ли у него филиалов в том городе, где будет работать фирма. Крупнейшие банки Германии: Deutsche Bank, Commerzbank, Postbank, Sparkasse, Dresdner Bank.

После открытия счета необходимо внести на него уставный капитал и предоставить соответствующую квитанцию нотариусу, который, получив ее, подаст документы в муниципалитет.

Теоретически фирма уже дееспособна, но практически осуществлять деятельность можно будет только после получения выписки из Торгового реестра, а также налогового номера из финансового управления (нем. Finanzamt) и регистрации в ведомстве по предпринимательству (нем. Gewerbeanmeldung).

Регистрация в финансовом ведомстве осуществляется бесплатно, а в организации по предпринимательству нужно заплатить от 15 до 65 евро, в зависимости от города. По информации Germany Trade & Invest, взносы в уставный капитал могут осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме (например, недвижимостью или патентами). Уплата взносов в натуральной форме должна быть оговорена в уставе предприятия, с обязательным предоставлением отчета об оценке и внесением имущественного взноса в полном объеме.

Арендовать помещение

На стоимость арендной платы влияют: индивидуальные требования компании, площадь магазина и местоположение внутри города. Выделяют несколько типов локаций: 1А — торговые площади в центре города, с высокой проходимостью; 2А — близкие к центру города, также с высокой проходимостью; 1B и 2B — в окрестностях центральных торговых улиц вблизи границ 1А и 2А. По данным Торгово-промышленной палаты Дюссельдорфа, в мае 2019-го аренда помещения площадью до 100 кв. м в зоне 1А составляла от 160 до 300 евро/кв. м, без учета коммунальных платежей. Торговые площади от 100 до 500 кв. м — от 120 до 250 евро/кв. м. Дополнительно оплачивается залог за аренду помещения (нем. Kaution), размер которого в каждом случае индивидуален.

Стоимость аренды в таких крупных городах, как Бонн, Кельн, Дортмунд, Мюнстер, Дуйсбург и Аахен, значительно разнится. Например, торговые помещения в центре площадью 100 кв. м могут обойтись от 60 до 300 евро за кв. м. В отдаленных районах — от 10,96 до 27,50 евро/кв. м. Более детальную информацию о стоимости аренды можно запросить в Торгово-промышленной палате конкретного города. Стоимость услуги в среднем варьируется от 7,50 до 15 евро.

«При выборе месторасположения нужно спросить себя: „Где находятся мои клиенты? Как я буду взаимодействовать с ними: онлайн или офлайн?“ — уточняет Надин Личфилд. — Эти вопросы наряду со многими другими в конечном итоге определяют стоимость аренды. Мы можем индивидуально обсудить это с компанией, а также оказать содействие в поиске недвижимости через нашу партнерскую сеть».

Петра Бляйбом, референт международного направления German Fashion Association, уверена: «У каждого новичка есть шанс, особенно если он профессионал. Российская мода пока плохо известна на германском рынке, и она может удивить и заинтересовать наших потребителей, если предпримет соответствующие усилия».

О том, какие ниши могли бы занять российские марки в Германии, читайте в статье «Чего не хватает германским клиентам»

Подписывайтесь на нас в Telegram, VKontakte и YouTube, чтобы не пропустить самые интересные новости индустрии моды.
vk shareподелиться twitter shareтвитнуть
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю
Все актуальные новости fashion-индустрии раз в неделю

Новости компаний