Насколько умной должна быть обувь? Вопрос, который мог бы показаться абсурдным еще пару десятилетий назад, сегодня волнует многих производителей. Современные технологии позволяют не только создать удобную модель, но и внедрить в нее счетчик шагов, возможность определения локации и даже данные о светских мероприятиях поблизости. Но нужны ли покупателям такие инновации?
К чему относится обувь с технологической начинкой — к fashion-индустрии или к производству техники? От ответа на этот вопрос зависит будущее «носимых технологий». Можно сказать, что сегодня этот сегмент находится в поисках смысла такой продукции — и это не будет преувеличением.
«Умные» ботинки, кроссовки и туфли по-прежнему остаются нишевым продуктом. Согласно оценкам исследовательской компании International Data Corporation (IDC), в 2019-м лишь 1,5% мирового рынка носимых устройств, или 3 млн единиц, занимают одежда и обувь. В 2023 году объем рынка вырастет до 8,5 млн устройств, до 3,1%. К 2025-му, по данным исследования компании KBV, объем мирового рынка умной обуви может достичь 200 млн долларов, увеличившись на 8,7% за прогнозируемый период. Это относительно небольшая доля — ни одежда, ни обувь не в силах конкурировать со смартчасами, доля которых в 2018 году составила 44,2% на рынке носимых устройств и, по прогнозам IDC, должна увеличиться до 47,1% в 2023-м.
Залог здоровья
Почему ниша «умной» одежды и обуви столь мала? Потому что наиболее популярные возможности смарт-вещей доступны и при помощи простого браслета. Подсчет шагов, определение пульса, температуры тела и геолокации — все это можно осуществить с помощью дешевых трекеров, так что особой необходимости покупать сложные в уходе дорогостоящие наряды или обувь просто нет.
«Главное изменение, которое произойдет на рынке носимых устройств — их „исчезновение“, — предсказывает эксперт по носимым технологиям, контрибьютор Forbes, Daily Mirror, GQ и Wired Ли Белл. — Не уход с рынка, а интеграция умных функций в повседневные предметы. Технологии-„невидимки“, встроенные в вещи, которые мы используем ежедневно и которые неотличимы внешне от обычной одежды или обуви, — залог подъема рынка». По его словам, главный интерес пользователей заключается в получении наиболее точных данных о своем здоровье и теле — именно возможность доступа к биометрическим данным обеспечит рост потребления смарт-обуви.
Under Armour, UA Speedform Gemini 2 Record Equipped
Схожей точки зрения придерживаются и аналитики компании IDC. По словам Рамона Ламаса, директора по исследованиям носимых технологий, одной из основных движущих сил рынка носимых устройств является забота о здоровье: «Носимые устройства играют важную роль в цифровом здравоохранении, постоянно собирая важные данные о пациентах, а также предоставляя им возможность самостоятельного контроля здоровья». И таким шансом хотят воспользоваться многие.
«Хотя интеграция носимых помощников все еще находится в зачаточном состоянии, уже открываются новые варианты использования, — считает аналитик IDC Джитеш Убрани. — От подключения этих устройств к умному дому до повышения активности устройств, побуждающих пользователей вести более здоровую и продуктивную жизнь».
Доктор под пяткой
Технологий, нацеленных на улучшение здоровья и фитнес-показателей, на рынке немало — именно они оказались наиболее жизнеспособными. Встроенные в стельку обуви или саму обувь датчики позволяют докторам отслеживать ряд параметров и свести посещение врачей к минимуму. «Дистанционный мониторинг — это один из аспектов mHealth (термин, обозначающий использование мобильных технологий для здоровья. — Ред.), который сокращает расходы пациентов и клиник, а также повышает уровень медицинского сервиса, — поясняет Стефани Лоуренс, аналитик компании ABI Research. — Поставщики медицинских услуг с помощью умной обуви в режиме реального времени, круглосуточно, получают доступ к важным параметрам здоровья пациентов, информацию об их походке и осанке. Теперь медицинские работники могут составлять более полную картину здоровья пациентов за пределами клиники и делать точные диагнозы. Зачастую отпадает надобность в стационарном уходе».
Например, стельки с датчиками Orpyx разработаны для людей, страдающих периферической невропатией (осложнением диабета), которая приводит к нарушению чувствительности в конечностях. Стельки оповещают врачей об избыточном давлении на стопу и таким образом предотвращают повреждения. Компания E-VONE выпускает умную обувь в 26 различных стилях, оснащенную датчиками, которые уведомляют службы экстренной помощи о падении пожилых людей. А стельки SmartSole со встроенными датчиками GPS передают родственникам информацию о местоположении человека, страдающего рассеянным склерозом.
SmartSole со встроенными датчиками GPS
Cтельки с датчиками Orpyx
1 / 3
Спортивный интерес
Многие крупные компании регулярно выпускают фитнес- и ЗОЖ-обновления. Эта гонка IT-вооружения началась в 2016 году, по данным компании ABI Research, — именно тогда на рынок вышло несколько технологичных релизов крупных брендов. Компания Under Armour выпустила обувь UA Speedform Gemini 2 Record Equipped стоимостью $150, позволяющую во время пробежки узнать оставшуюся дистанцию, длину шага, частоту шагов и т. д. Все функции доступны благодаря созданной брендом комплексной системе отслеживания тренировок под названием HealthBox (в этом году модель и приложение стали доступны и в России).
Тогда же, в 2016-м, кроссовки со схожим функционалом представили iFit, Zhor Tech и Digitsole. В 2017-м крупный производитель фитнес-браслетов Xiaomi вывел на рынок модель Amazfit Antelope — в нее встроен чип, который собирает и передает информацию о тренировке на смартфон.
Весной 2018-го бренд adidas предложил нью-йоркцам кроссовки для бегунов AM4NYC, на которые были установлены специальные датчики, отслеживающие положение стопы, нагрузку и правильность ходьбы. Специалисты лаборатории adidas Speedfactory, занимающейся выпуском умной обуви, таким образом обнаружили, что жителям Большого Яблока нужно «усилить переднюю часть стопы».
Smart-бонус
В 2018 году бренд Nike встроил в подошву классической модели Jersey чип NFC, технологию беспроводной передачи данных малого радиуса, благодаря которой подписчики сервиса NikePlus узнают о ближайших мероприятиях в Нью-Йорке. Вся информация о проходящих играх, вечеринках, спектаклях и концертах поступает на смартфон. Стоимость этих подключенных к внешнему миру кроссовок не выше обычных: «никакой переплаты за технологии», как заявляет Nike.
Доступная цена являлась главным драйвером продаж одной из самых популярных в России моделей умной обуви — кроссовок Mijia Smart Shoes от китайского производителя Xiaomi. Эти сникеры заменяют собой фитнес-трекер, имеют возможность синхронизации с телефоном, и их цена не превышает $60. Проанализировав многочисленные отзывы пользователей, компания решила в дальнейшем сосредоточиться на другой «умной» сфере — качестве материалов и надежности кроссовок. Модель Mijia 2 Fishbone вышла уже без умной начинки.
В нынешнем году патенты на регистрацию умных кроссовок подали Samsung и LG. Verily, дочерняя компания Google, изготовила прототип смарт-сникеров, способных отслеживать вес пользователя и сообщать об опасных отклонениях от нормы. Сейчас создатели находятся в поиске инвестора. Вопрос в том, а нужны ли такие «весы» покупателям. Однако если крупные производители смарт-продукции найдут свой «Грааль» смысла, то у умной обуви есть шансы войти в широкий повседневный обиход.