Журнал и портал о моде для профессионалов
Вход| Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Держаться корней

Держаться корней
21 июля 22:47 Просмотров: 864

Автор: Светлана Падерина

Тематика: Дизайн

В рамках мероприятия Volga Fashion Week, на этот раз выбравшего своим местом проведения Казань, состоялся круглый стол «Народное vs модное. Актуализация восточных традиций через дизайн одежды». Несмотря на блестящую дискуссию, однозначный взгляд на поставленную тему обозначен не был, напротив – у присутствующих появилось еще больше вопросов. В частности, такой: почему в современных коллекциях почти отсутствует этнический компонент – на него нет спроса или же нет предложения, отвечающего актуальным запросам?..

roots-12-2.jpgВопреки названию, на круглом столе обсуждали не только восточный стиль. Речь шла о национальной идентичности вообще и о том, как с ней работать в рамках fashion-дизайна в частности. Участники дискуссии пытались понять, можно ли стремление «держаться корней» привить искусственным путем или же дизайн-патриотичность возникает стихийно, благодаря политическому климату и популярности отдельно взятых трендов? 

В самом деле, любовь к национальным элементам в одежде находится в прямой зависимости от актуальных настроений общества. Например, платья-вышиванки украинского дизайнера Виты Кин разошлись по миру как микротренд (не обязательно символизирующий Украину, но исполненный романтического духа), спровоцировав на родине создательницы волну одежды в национальном стиле. А вот русский стиль, связанный с народными корнями, не приживается столь же хорошо – объясняется это тем, что сами россияне не готовы полюбить его и пропагандировать. Зато эстетика отечественных «районов-кварталов», которую тоже можно считать частью национальной идентичности, стала невероятно востребованной благодаря Гоше Рубчинскому: молодые люди из разных стран облачаются в футболки с кириллическими надписями, не слишком вникая в смысл написанного – им просто нравится экзотический вид этих принтов. 

Каждый год в Антверпене студенты и выпускники Королевской академии изящных искусств представляют на суд публики все, что они сделали за учебный период. Работы студентов третьего курса посвящены этнике: руководитель fashion-департамента Вальтер Ван Бейрендонк предлагает студентам выбрать и реконструировать любой этнический костюм, а сделать это нужно максимально точно и детально. Затем на основе выбранного костюма создается авторская мини-коллекция. Таким образом, у студентов происходит знакомство с разными культурами, более того – они понимают, что этническая составляющая может стать отличной идейной базой для разработки современной одежды. 

roots-11-2.jpg

Конкурсы дизайна в нашей стране тоже предлагают молодым модельерам вдохновиться народным ремеслом: Россия – страна многонациональная и мультикультурная, по части инспираций здесь определенно есть где развернуться. Но вот беда: работая с этнокомпонентом, начинающие дизайнеры либо упираются в дословное повторение, либо уходят в театральщину. Наших студентов практически не учат – или учат недостаточно убедительно – использовать этнику так, чтобы извлекать из нее полезный и оживляющий для современной моды экстракт. 

В череде классических примеров – вдохновение народными традициями чужих стран как чем-то экзотическим. Дизайнер использует визуальную составляющую костюма, которая кажется ему зрелищной и волнующей. Этот прием нередко использует итальянская марка Valentino, следуя заветам самого Валентино Гаравани, который любил элементы этнических стилей, «вшив» их в ДНК бренда. Бельгиец Дрис Ван Нотен комбинирует стилистики с разных берегов и дополнительно подает пример, как можно поддерживать культурные традиции, пусть даже принадлежащие чужой стране: на его марку работают несколько тысяч вышивальщиков в Индии. Молодым дизайнерам хочется больше осмысленности в работе с «чужеродными» визуальными структурами: россиянка Маша Казакова (марка Jahnkoy), вышедшая в финал престижного конкурса LVMH Prize, применяет отсылки к традициям как способ показать меняющуюся картину мира, в которой уникальность ручного труда вновь становится востребованной на фоне засилья массового производства. В коллекциях Казаковой читаются мотивы национальных костюмов крымских татар, народов Африки, американских индейцев.

roots-4.jpg

Умение молодых дизайнеров интегрировать национальное в ходовой коммерческий продукт заслуживает отдельного внимания. Победительница LVMH Prize, выпускница брюссельской школы La Cambre Марин Серр вдохновляется мусульманской эстетикой, но не воспроизводит ее с точки зрения существующих канонов. Коллекции Серр – это не мусульманский modest fashion, а самая настоящая мода, яркая и неожиданная. Среди наших соотечественников можно привести в пример Женю Ким, искренне работающую с собственным культурным наследием: корни Ким в Корее, а ее детство прошло в Ташкенте, потому в работах дизайнера можно найти и инспирации корейским народным костюмом, и элементы узбекской культуры. Но при этом структурные, богатые деталировкой вещи Ким выглядят авангардно и космополитично, их с удовольствием носят самые разные женщины. 

Лаша Девдариани рос и учился в Грузии. Энергию его дизайну сообщают материалы: старинный текстиль ручной работы, соединенный со стежкой и вышивкой, – при этом сами силуэты могут быть простыми. Похожим путем идет москвичка Асия Бареева: философская основа ее коллекций – следование канонам мусульманской одежды, закрытость и многослойность. Однако дизайнер воссоздает эти силуэты, собирая, как пэчворк, различные (в том числе винтажные) ткани, декорируя их, доводя одежду до статуса арт-объекта. Лаконичность формы плюс богатый декор – ключ к узнаванию народного русского костюма, который проявляет себя в современной одежде реже, чем хотелось бы. Художница Светлана Левадная работает с вышивкой, напоминающей, по ее словам, «морозные узоры на стекле». Мягкая, сложная, приглушенная цветовая гамма ее работ не соответствует стереотипному взгляду на русский костюм – однако уверенно базируется на настоящей традиции, идет рука об руку в гармонии с «нашей северной призмой восприятия». Молодой дизайнер Мария Андрианова тоже подходит к национальной идентичности с непривычной стороны: она воспроизводит силуэты старинных крестьянских одеяний, намеренно игнорируя декор, – и в итоге показывает удивительно современный минимализм. 

roots-8-2.jpg

В условиях разросшегося предложения, обилия микротрендов и увеличивающегося числа молодых марок синтез культур становится способом отыскать свежие, оригинальные идеи в дизайне. Сегодня в мире моды, как в калейдоскопе, перемешиваются разные взгляды, разные традиции, и на поверхность выходят все новые и новые паттерны восприятия этностиля. Спортивные силуэты, сдобренные принтами в виде национальных или псевдонациональных орнаментов, популяризированные несколько лет назад дизайнерами вроде Дениса Симачева или Макса Черницова, продолжают ротироваться в молодежной среде. Но одновременно fashion-дизайн стремится к более поэтическим, более сложным и в осмыслении, и в производстве примерам, которые наглядно доказывают: если творить с интересом и, главное, с любовью к источнику вдохновения, то между словами «народное» и «модное» точно не будет противостояния.


Читайте эту и другие статьи в журналах PROfashion


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений