Журнал и портал о моде для профессионалов
Вход| Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Рациональный шопинг

Рациональный шопинг
13 января 13:56 Просмотров: 3045

Автор: Светлана Падерина

Тематика: Ритейл



В последнее время в обществе нарастает тенденция усталости от шопинга. Все больше людей признается в том, что им жаль тратить время и энергию на то, чтобы ходить по магазинам в поисках нужных вещей. Каким же может стать рациональный шопинг будущего?

Мы живем в век пресыщения. Вещей становится все больше, а интереса к ним – все меньше. И виной тому не только экономическая нестабильность, но и стремление общества к новым этапам развития, своего рода «взросление» социума. Аналитики уверяют, что самые капризные потребители сейчас – миллениалы. На самом же деле все более требовательными становятся и 30–40-летние. Они пережили нищету 1990-х годов уже в сознательном возрасте, а затем, когда шлюзы открылись, начали добирать то, что недополучили в детстве и юности, освоив за небольшой промежуток времени азбуку потребления на «отлично» или по крайней мере на «удовлетворительно». Сейчас они с недоумением смотрят на бесконечные ряды полиэстровых кофточек с торчащими нитками – как это вообще можно носить? – и желают комфортных, качественных вещей, на каждую из которых не нужно тратить половину зарплаты.

shopping-5-2.jpgВсе чаще люди признаются в том, что им стало лень покупать одежду, что сам процесс, который если когда-то и приносил удовольствие, теперь стал тяготить. Причины разные. Кто-то не хочет расходовать время и силы на исследование магазинов, примерки и выбор подходящих вариантов: мир вокруг становится все интереснее, и место изматывающего шопинга занимают посещение модной выставки или спортивный марафон, или фестиваль диджитал-технологий. Кто-то – если брать в расчет возраст самых активных потребителей – обзаводится детьми. Кто-то идет вверх по карьерной лестнице, кто-то путешествует. Кроме того, представители упомянутой выше возрастной группы уже, скорее всего, нашли свой стиль или по крайней мере приобрели конкретные предпочтения в одежде, и поэтому их покупки более рациональны, они не видят смысла в приобретении десятой черной водолазки.

Уставшие от шопинга жалуются на атмосферу торговых центров, на низкую квалификацию продавцов – то слишком навязчивых, то неспособных помочь в простейшей ситуации. Но главные упреки звучат в адрес магазинов доступного ценового сегмента, у которых – крайне низкое качество, однотипность моделей и дефицит размерного ряда. Претензии к интернет-магазинам тоже имеются: плохое описание вещей, несоответствие размеров, фотографии, не всегда объективно отражающие реальность, «нервные и вечно спешащие» курьеры. К тому же не стоит забывать, что огромный процент населения проживает в небольших городах, куда невозможно осуществить курьерскую доставку, а это сильно затрудняет процесс возврата товара и останавливает часть потенциальных покупателей.


Разумные потребители


На наших глазах формируется новая культура потребления, накапливается новый опыт взаимодействия с вещами. К покупателям приходит понимание того, сколько труда вложено в создание одежды, и они все чаще спрашивают себя: стоит ли вещь потраченных на нее денег? И в этот вопрос могут быть вложены самые разные смыслы – от соотношения качества и цены до обеспокоенности проблемой перепроизводства и ужасными условиями работников в странах третьего мира. Владеющие этой информацией (которую распространил в том числе нашумевший документальный фильм «Реальная цена моды») уже иначе относятся к импульсивным покупкам. 

shopping-6.jpg

Таким образом, ценности новых потребителей объясняют их поведение: почему они не готовы провести несколько часов в торговых центрах, но при этом могут охотиться на интересные вещи в секонд-хендах, на сайтах вторичной продажи брендовых вещей или в Instagram-аккаунтах молодых дизайнеров. Поддерживая «маленьких» производителей или приобретая вещь, бывшую в употреблении, они подспудно чувствуют, что на такой шопинг тратят время не зря. Другие «антиконсьюмеристы» признаются, что совершают покупки в одних и тех же магазинах с известным заранее ассортиментом и проверенным качеством. Или пользуются системой «онлайн плюс офлайн»: находят вещь в интернет-представительстве магазина, а затем отправляются на знакомство с ней вживую, не отвлекаясь на другие покупки.

Покупать с комфортом


Возможности для «ленивого шопинга» можно пока что пересчитать по пальцам. 

Виртуальные примерочные, позволяющие наглядно убедиться, подходит ли вещь для данного типа фигуры и как она смотрится в разных стилистических сочетаниях, сегодня больше похожи на детские игрушки и не вызывают большого интереса. Возможно, в будущем, когда их усовершенствуют и синхронизируют со многими онлайн- и офлайн-магазинами, они получат популярность. Но сейчас можно только вспоминать сгоревшие стартапы, пытавшиеся нести в массы идею виртуальных примерок. 

shopping-1.jpgМобильные приложения для покупок помогают, например, определить лучшую цену на одну и ту же вещь в разных точках продаж или узнать о наличии скидок в ближайших магазинах и выстроить оптимальный шопинг-маршрут либо загрузить в телефон коды всех дисконтных карт. Большим спросом пользуются приложения непосредственно для шопинга – от крупных онлайн-ритейлеров типа Lamoda или Wildberries. А мобильный магазин AliExpress даже вошел, согласно рейтингу компании Apple, в список самых популярных приложений 2015 года.

Набирает темп тенденция совместного потребления, проще говоря – одежды напрокат. Правда, поколение, которому приходилось донашивать вещи за мамой или старшей сестрой – или просто недополучившее красивой одежды, – менее охотно соглашается на услуги проката. Зато миллениалы воспринимают идею с восторгом. Следовательно, сервисы подобного рода, которых уже много на американском рынке, в России будут развиваться по мере взросления новых поколений, выросших в эпоху «власти вещей». Сейчас в Москве работает, например, Moussa Project, предлагающий в аренду дизайнерскую одежду, дорогую и часто экстравагантную, что называется, «на выход». Такая услуга позволяет не только сэкономить, но и избавиться от вопросов хранения и чистки сложных в уходе вещей. 

Другой пример – «Гардероб», детище молодого предпринимателя Евгения Волка. Оформив подписку за 7500 рублей, клиент сервиса еженедельно получает несколько комплектов одежды в соответствии со своими параметрами, вкусами, стилистическими особенностями. Понравившиеся вещи можно приобрести. Все остальные через неделю отправляются в чистку, а затем – в следующий «пробег». «Это как тест-драйв для автомобилей: девушки носят одежду и понимают, готовы они отдать вещь обратно или хотят остаться с ней надолго», — говорит основатель проекта. «Гардероб» сотрудничает в основном с российскими дизайнерами, но в дальнейшем планируется расширение ассортимента, экспансия в регионы и запуск аналогичной подписки для мужчин.

Бизнес-решение


Услуги персонального шопера давно не новость, но причина, по которой к ним не всегда обращаются даже занятые и состоятельные, – недоверие к профессии. Действительно, эффективных специалистов (а тем более серьезных компаний) в этой области пока не так много, велик шанс попасть в руки к дилетанту. Опять же поход по магазинам, пусть и в сопровождении, требует времени. Изменить ситуацию решилась Ирина Папоркова, запустившая сервис Style Concierge. В компании работают стилисты, которые не водят клиента на шопинг, а приносят ему готовые комплекты вещей, согласованных со стилем заказчика, его образом жизни и заданным бюджетом. Все, что не подошло, отправляется обратно в магазины. Автор проекта признается, что не вложила в продвижение ни рубля – работают сарафанное радио и тот факт, что подобный сервис практически единственный. 

shopping-4.jpg

«Большинство наших клиентов – состоявшиеся профессионалы, сотрудники крупных компаний, – рассказывает Ирина. – Сегодня люди не хотят выбирать и даже не хотят детально знать, почему им что-то подходит, а что-то нет (это, кстати, причина, по которой «отмирают» стайл-паспорты, консультации по цвету, фигуре и прочее). Я все чаще встречаю отношение к шопингу не как к удовольствию, а как к бизнес-задаче, самое эффективное решение которой – делегировать ее профессионалам. В этом году мы запускаем новый тариф – абонентское обслуживание для постоянных клиентов. Мы храним всю информацию о размерах, ранее купленных вещах, предпочтениях, вплоть до оброненных во время примерки фраз: «не люблю вещи на резинке», «ношу рубашки только с жестким воротником». В следующий раз клиенту достаточно просто сообщить своему стилисту, что ему нужно, – например, костюм или платье на мероприятие, – и тот, уже без лишних вопросов, отправляется подбирать варианты». 

Зарождающаяся тенденция «ленивого шопинга» не имеет прямого отношения к лени. По большому счету, это отклик на информационную перегрузку, на довлеющие горы мусора – как виртуального, так и вполне реального. Экология окружающего пространства напрямую связана с экологией сознания: как известно, избавляясь от ненужного хлама или переходя на сознательную аскезу в потреблении, человек начинает лучше себя чувствовать, яснее мыслить, правильнее расставлять приоритеты (так же верен и обратный вариант). Важна и чувственная сторона дела – сейчас люди хотят обладать теми вещами, которые вызывают приятные ощущения, дарят новый эмоциональный опыт. И потому покупатели все реже соглашаются на компромисс. Лучше, как говорится, меньше, но действительно лучше.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений