Журнал и портал о моде для профессионалов
Вход| Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Узбекский феномен: текстильная экспансия

Узбекский феномен: текстильная экспансия
12 мая 2015 17:17 Просмотров: 5013

Автор: Милена Ершова

Тематика: Рынки

coton.jpg Узбекистан издавна занимает особое положение в Центрально-Азиатском регионе. В начале прошлого тысячелетия через страну проходил Великий шелковый путь, благодаря чему производимые местными ремесленниками хлопковые и шелковые ткани, нарядная и повседневная одежда, национальная обувь, сюзане с оригинальными рисунками и расписная керамическая посуда были известны во всем мире. Что же представляет собой Узбекистан сегодня?

«Белое золото»: гордость и проклятие

Хлопок – национальная гордость и один из основных источников дохода страны. Узбекистан занимает шестое место в мире по производству «белого золота» (3,4 млн тонн в 2014 году) и третье по объему его экспорта. Ежегодно эта культура приносит стране 1 млрд долларов.

Однако хлопководство – это не только достояние, но и серьезная проблема, доставшаяся в наследство от советских времен. Мечта о превращении пустыни в аграрные земли обернулась кошмаром. Для орошения влаголюбивого растения использовались воды Амударьи и Сырдарьи, основных рек, питающих Аральское море, в результате чего четвертое по величине озеро в мире стало Аральской пустыней, явив пример одной из крупнейших экологических катастроф.

habib-tex.jpgВ 2011 году Европейский парламент решил не продлевать договор на поставки текстиля из Узбекистана. Главная причина заключалась в несоответствии производства экологическим стандартам. К парламентариям присоединились международные fashion-ритейлеры и марки, которые резко осудили не только экологическую ситуацию в Узбекистане, но и активное использование детского труда во время сбора урожая хлопка. К осени 2014 года в кампании бойкота участвовали уже более 160 сетей и брендов, в том числе Wal-Mart, H&M, аdidas, Gap, Nike, C&A, Tesco, Burberry, Levi’s, Zara, Marks&Spencer, Victoria’s Secret.

Узбекистан настаивает на том, что Европарламенту для начала следует выработать единые стандарты для оценки производителей хлопка. Вопрос пока находится на стадии рассмотрения.

LauraPeri.jpgТем временем трудности с реализацией главного сырьевого продукта стимулировали развитие локальных предприятий легкой промышленности. Сегодня Узбекистан – одна из немногих стран Центральной Азии, где за последние 10 лет собственное производство одежды увеличилось почти в два раза. Только в двух главных городах страны, Ташкенте и Андижане, выпуском одежды занимается более 150 предприятий. Среди лидеров: Nona Textile Import Export, Habib-Tex, Sibuz, Nurteks, Di-Ixlos, Lovtex, Ertex style, Zaminteks iplik, Lukbo tekstil, Istiqlol dizayn.

Продукции made in Uzbekistan свойственны использование натуральных тканей, выверенных лекал, износоустойчивость, высокое качество и низкая закупочная цена, что привлекает к локальному рынку иностранные компании. В числе первых производственный потенциал Узбекистана открыли итальянцы. К примеру, итало-узбекское предприятие Laura Peri Fashion с 2008 года выпускает одежду под брендами Adora и EMA и располагает ныне обширной клиентской базой байеров в странах бывшего СССР, а также в Европе. Установленное пару лет назад на узбекской фабрике оборудование Vamatex Jakard позволило наладить производство высококачественного жаккардового полотна, отправляемого на экспорт.

Tekstil Asia-1.jpgЕще один совместный проект – выпуск обуви под маркой Made in Italy – разработан ассоциацией «Узбекчармпойабзали» и Торгово-промышленной палатой «Италия–Узбекистан». Инициатором выступила ассоциация Confartigianato, которая предложила нескольким мануфактурам города Фермо открыть филиалы в Узбекистане. Проведенные итальянскими специалистами маркетинговые исследования показали, что в стране есть не только хорошие условия для производства, но и емкий внутренний рынок для товаров Made in Italy. Ожидается, что итало-узбекское СП ежегодно будет выпускать до 6 млн пар обуви как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Мировое господство по-узбекски

Узбекистан ежегодно расширяет границы экспорта, поставляя изделия легкой промышленности в страны Европы, Америки, Азии и Африки. По данным государственно-акционерной компании «Узбекенгилсаноат», в прошлом году 300 предприятий произвели хлопчатобумажные ткани, трикотаж, одежду, обувь, аксессуары, белье на общую сумму более 2 трлн сумов; на экспорт отправлены fashion-изделия на сумму около 830 млн долларов.

nonaTextile1.jpgУкрепление позиций на зарубежных рынках – важная составляющая развития крупных локальных игроков. Так, узбекский fashion-гигант, группа компаний Uztex, активно сотрудничает с российскими, азиатскими и европейскими сетевыми операторами, в числе которых «Спортмастер», Zolla, Modis, Sela. Несколько месяцев назад компания презентовала новую торговую марку, ориентированную на европейского потребителя, – CheGanzo. Как подчеркнула директор по развитию группы компаний Uztex Виктория Коган, «компания долго и умело шила для других, поэтому совершенно понятно ее желание попробовать себя в качестве игрока на мировом модном рынке».

В 2012 году Uztex присоединилась к международному сообществу производителей, которые используют только экологичные и безопасные материалы, соответствующие требованиям Oeco-Tex Standard 100. Получение международного сертификата существенно расширило экспортный потенциал компании.

Новый многообещающий тренд узбекских производителей одежды – объединение производственных возможностей и запуск конкурентоспособного на западном рынке продукта. Недавно модельеры двух старейших предприятий, «Муборак текстил саноат» и «Сугдиена файз текстил», наладили выпуск мужских костюмов, пальто, пиджаков, брюк, детских курток и других предметов модного гардероба по западным аналогам, но по доступной цене. За последние девять месяцев компания осуществила поставки готовых изделий более чем на 330 млн сумов.

uztex1.JPGК концу 2015 года в специальной индустриальной зоне «Джизак» при участии китайских инвесторов будет построен гигантский текстильный комплекс по производству модной одежды. Общая стоимость комплекса, по данным «Узбек­енгилсанаот», составляет 56 млн долларов. После запуска шесть предприятий будут ежегодно выпускать до 30 млн м2 хлопчатобумажных тканей, 13 тыс. тонн трикотажного полотна, 15 млн единиц швейных и трикотажных изделий. До 80% продукции планируется экспортировать в страны ЕС, а также в Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан. Правительство предлагает небольшим локальным производителям модной одежды объединять мощности и подавать заявки на участие.

Мировые эксперты полагают, что этот по-восточному мудрый тренд может вывести рынок страны на абсолютно новый уровень.




 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений