Журнал и портал о моде для профессионалов
Вход| Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Внутренние границы

Внутренние границы
30 апреля 2014 00:00 Просмотров: 849

Тематика: Тенденции

Мысль о подобном проекте появилась у Янины Урусовой и Тобиаса Райзнера еще шесть лет назад. Именно благодаря ей в 2011 году стартовал конкурс Bezgraniz Couture с весьма неплохим призовым фондом, призывающий дизайнеров из России и других стран показать свои идеи и разработки в области одежды для людей «с особенностями». Увы, практически никто из известных отечественных модельеров, способных проявить себя в этой сфере, не выказал энтузиазма, что странно: интересная задача, неосвоенный рынок, возможность получить хорошие гранты – разве не это нужно амбициозным мастерам раскройного ножа и лекала?..

Тем не менее, благодаря энергии организаторов Bezgraniz Couture, ситуация изменилась, и вот уже подобные конкурсы начали проходить в Томске, Санкт-Петербурге, Уфе. А в этом сезоне проекту удалось начать сотрудничество с Неделей моды Mercedes-Benz, предоставившей подиум для показа специальных коллекций. Стартовало и множество других активностей вроде бесплатных лекций от известных культурологов и историков моды о взаимоотношениях одежды, тела и общества; мастер-классов, на которых каждый желающий мог попробовать себя в качестве дизайнера, создающего особенную одежду; и арт-проекта «Акрополь», предлагающего взглянуть на тела ампутантов в рамках эстетики античных изваяний.

Собственно, на недостатке подобных взглядов и базируется проблема отсутствия одежды для людей с особенностями тела. В России инвалидов как будто бы не существует, как и других нестандартных – или, правильнее сказать, «внестандартных» людей. По словам Янины Урусовой, проект Bezgraniz Couture направлен не на взращивание жалости к ним, как иные социальные инициативы, а на изменение сознания общества, на воспитание новых прогрессивных взглядов, которые давно существуют в развитых странах.

Многие люди не могут воспринимать красоту инвалидов потому, что на ассоциативном уровне «нарушенная» внешность связывается со страданием – но это чувство, от которого цивилизованному человеку необходимо избавляться, поскольку социализированные инвалиды абсолютно не желают, чтобы их жалели и воспринимали как «страдальцев». «В настоящее время получает развитие новая эстетика протезов и медицинских приспособлений, – рассказывает Ольга Вайнштейн, – это связано всё с тем же переключением в новый режим персонализации: зримые аксессуары призваны подчёркивать индивидуальные вкусы владельца».

Знаменитая спортсменка и модель Эйми Маллинз, вошедшая в список самых красивых людей мира, коллекционирует дизайнерские протезы, с помощью которых она выглядит то как обычная женщина, то как инопланетное существо – а в одной паре резных деревянных «сапог» она даже вышла на подиум в показе Alexander McQueen. Современные варианты протезов нередко далеки от телесного подобия, поскольку за основу берутся идеальные природные прообразы, и человек без ног, например, получает возможность бегать благодаря конструкции, созданной по принципу лап гепарда. Таким образом, инвалиды могут стать совершеннее «обычных» людей, приобретая намного больше возможностей. «Мне не всегда нужна одежда для инвалидов, мне нужны разные вещи, – говорит телеведущая и лицо проекта Bezgraniz Couture Евгения Воскобойникова. – Я просто хочу, чтобы у меня был выбор».

Однако, к сожалению, таких возможностей пока нет у большинства инвалидов в нашей стране, но можно делать первые шаги для того, чтобы они появились. В том числе, создавая одежду. Следует помнить, что правильные, удобные и красивые предметы гардероба служат ещё и средством адаптации людей с инвалидностью в социуме. Получив возможность самостоятельно одеваться, свободно передвигаться и хорошо выглядеть, они чувствуют себя увереннее и уже по-другому воспринимаются окружающими. Конечно же, такая одежда должна производиться серийно, чтобы быть доступной по цене. Для дизайнера, решившего освоить нишу, это может стать испытанием на профпригодность, поскольку он должен будет отбросить мысли о «красивости» или самовыражении и подойти к понятию «дизайн» со всей ответственностью (а также взглядом архитектора и знаниями специалиста-медика), разработав изделия, красота которых, как в природе, будет проистекать из их целесообразности.

В контексте упомянутых тенденций такая одежда может быть как универсальной, то есть подходящей для многих, в том числе для людей без каких-либо отклонений; так специальной, то есть изготовленной с учётом конкретной инвалидности. Показ Bezgraniz Couture взял курс на специализацию и предложил дизайнерам разработать коллекции для разных групп людей: тех, кто перемещается на коляске, имеет синдром ДЦП, болезнь Дауна или ампутацию. Янина Урусова с гордостью подводит итог проекта: «Показ в рамках MBFWR – это возможность поднять вопрос о создании одежды концепции universal design & human centered design на новый уровень и донести эту тему до индустрии моды. Отклик международных СМИ на наш проект говорит о том, что это нам удалось. И это приближает момент, когда индустрия моды увидит огромный новый рынок, и одежда для людей с особыми потребностями будет производиться так же, как любая другая специальная одежда, например, для беременных, альпинистов или яхтсменов».

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений